Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Корабли проекта 22220 во многом превосходят по характеристикам своих предшественников. Их главным преимуществом является автоматизация систем управления, что значительно уменьшает численность экипажа — до 75 человек. Особенностью новых ледоколов является двухосадочная (переменная осадка: 10,5/8,55 метров) конструкция, которая позволяет им работать как в глубоких водах, так и в мелководных устьях полярных рек. На сегодняшний день новые универсальные атомные ледоколы являются крупнейшими и самыми мощными в мире. Они способны проводить караваны судов в условиях ледяного покрова толщиной порядка трех метров. Предполагается, что эти атомоходы будут сопровождать танкеры с СПГ и нефтепродуктами с шельфа Карского моря, Ямальского и Гыданского полуостровов15. По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института И. Фролова, «обновление атомного флота за счёт новейших кораблей — это грандиозная задача для современной России. Её необходимо выполнить, чтобы обеспечить национальную безопасность и реализовать экономические интересы нашей страны». Как уже говорилось, перспективы развития СМП связаны с необходимостью формирования инфраструктуры и с развитием судоходства в восточном секторе [28]. Кроме того, морская транспортная система, какой является СМП, для достижения наибольшего эффекта при работе в ледовых условиях должна использовать крупнотоннажные суда. Поэтому в ближайшей перспективе в арктическом регионе предполагается эксплуатация судов, размеры которых будут превышать размеры использованных ранее. Их проводка потребует создания еще более совершенных атомных ледоколов. Обновление атомного флота РФ предполагает строительство принципиально новых ледоколов серии «Лидер». Их мощность составит 120 МВт. Всего планируется построить три таких ледокола16. Строительство первого головного атомного ледокола этой серии (проект 10510) уже началось на ООО «ССК "Звезда"» в Приморском крае. Ему будет дано имя «Россия». Заказчиком является ФГУП «Атомфлот». Средства на строительство в размере 127,6 млрд рублей выделены из федерального бюджета. По словам вице-премьера, куратора развития Дальнего Востока и Арктики Ю. Трутнева, ввод первого судна в эксплуатацию запланирован на 2027 г.17. В планах введение в эксплуатацию ледоколов данного проекта до 2033 г. Предполагается, что этот ледокол будет работать в наиболее сложных условиях восточной части СМП, что позволит совершать круглогодичные коммерческие высокоширотные проводки судов. «Лидер» сможет работать при толщине льдов более четырех метров, а обеспечение необходимой «коммерческой скорости» танкеров, которая составляет 10-12 узлов (порядка 20 км/ч) возможно будет в условиях двухметрового ледяного покрова. При продвижении «Лидера» будет создаваться канал шириной 52 метра, что позволит безопасно проводить танкеры и газовозы, перевозимая масса которых превышает 100 тыс. тонн. Атомоход «Лидер» обеспечит круглогодичное судоходство танкеров класса «Афрамакс» с нефтью или газовым конденсатом на борту. Размеры этих судов позволят снизить себестоимость транзита по СМП [29]. Почетный полярник России, кандидат физико­ математических наук В. Боярский считает, что благодаря обновленному ледокольному флоту Россия практически не будет зависеть от ледовых условий восточного сектора Арктики. После начала эксплуатации «Лидера» в западной части СМП будут работать в основном ледоколы проекта 22220»18. Проблемы обновления атомного ледокольного флота Свидетельством проблем в области судостроения атомных ледоколов является то, что ни одно судно проекта 22220 не было сдано в эксплуатацию в первоначально запланированный срок. Окончание строительства и сдача ледоколов «Арктика» и «Сибирь» заказчику несколько раз переносились. Атомный ледокол «Арктика» первоначально планировался к сдаче в эксплуатацию к концу 2017 г., но к августу 2019 г. ледокол был готов менее чем на 90 %. Ледокол «Сибирь» планировалось сдать в эксплуатацию в мае 2020 г., но на конец августа 2019 г. готовность ледокола составляла менее 60 %. Программа заводских испытаний была завершена только к концу 2021 г.19. Начало эксплуатации ледокола «Урал» первоначально планировалось на август 2021 г., но поскольку в конце августа 2019 г. готовность составляла немногим более 44 %, то сроки перенесли на декабрь 2022 г. 15 Заквасин А., Комарова Е. Универсальный «Урал» и прорывной «Лидер»: как проходит обновление ледокольного флота России // Сайт RT на русском. URL: https://russian.rt.com/russia/article/634993- ledokol-ural-arktika. 16Росатом: сайт. URL: http://www.rosatomflot.ru> flot>sverhmoshnyy-atomny. 17 Матросов В. Девять новых ледоколов будет построено для Северного морского пути // Комсомольская правда: сайт. URL: https://www.kp.ru/online/news/4467461/. © Николаева А. Б., 2022 18 Заквасин А., Комарова Е. Универсальный «Урал» и прорывной «Лидер»: как проходит обновление ледокольного флота России // Сайт RT на русском. URL: https://russian.rt.com/russia/article/634993- ledokol-ural-arktika. 19РИАновости: сайт. URL: https://ria.ru/20211130/sibir-1761427223.html. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz