Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИУПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Таблица 2 Действующие атомные ледоколы Название Введен в строй, год Год выработки ресурса Проект Тип Примечание «Таймыр» 1989 2018 10580 Мелкоосадочный атомный ледокол Завершение эксплуатации: 2025-2026 гг. «Вайгач» 1990 2020 10580 То же Завершение эксплуатации: 2023-2024 гг. «Ямал» 1992 2022 10521 Атомный ледокол Завершение эксплуатации: 2027-2028 гг. «50 лет Победы» 2007 2030 10521 То же Предполагается продление ресурса за 2035 г. «Арктика» 2020 2060 22220 Универсальный атомный ледокол Срок эксплуатации — сорок лет «Сибирь» 2022 2062 22220 То же То же Примечание. Составлено автором на основе: Росатом: сайт. URL: http://www.rosatomflot.ru/flot/atomnye-ledokoly/deystvuyushie/; Новые ледоколы для Северного морского пути. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e36d313e0d0b71a458b77da/novyi-ledokolnyi- flot-dlia-severnogo-morskogo-puti-5e5412e283bd090b7e98c25d (дата обращения: 11.02.2022). Обновление ледокольного флота является необходимым условием для стабильного развития СМП. Ввод в строй новых кораблей позволит увеличить объёмы грузоперевозок. Следует отметить, что в последние годы эксплуатационные требования к СМП претерпели изменения в сторону увеличения безопасности плавания, это было отражено в Комплексном проекте плана развития СМП до 2030 г., который предусматривает, в первую очередь, расширение атомного ледокольного флота и, кроме того, улучшение навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения судоходства [27]. Плановое обновление атомного ледокольного флота обеспечит круглогодичное функционирование Ледоколы н СМП и увеличение грузооборота. Ледоколы нового поколения должны гарантировать России лидерство в арктическом регионе14. В настоящее время продолжается строительство атомных ледоколов проекта 22220. Всего будет построено пять аналогичных судов. Как было сказано выше, два из них — «Арктика» и «Сибирь» — уже работают на СМП. В Санкт-Петербурге, на верфи ООО «Балтийский завод — Судостроение», по заказу Росатомфлота строятся еще три ледокола этого проекта («Урал», «Якутия» и «Чукотка») (табл. 3). Они предназначены для круглогодичной проводки караванов крупнотоннажных судов в западном секторе Арктики. Таблица 3 э поколения Название Закладка Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию Примечание «Арктика» 05.11.2013 10.2020 В эксплуатации «Сибирь» 26.05.2015 12.2021 То же «Урал» 25.07.2016 12.2022 Проходит швартовые испытания* «Якутия» 26.05.2020 12.2025 Строится «Чукотка» 16.12.2020 12.2026 То же «Лидер» 11.2020 12.2027 » * Швартовые испытания судов (ШИ) — это технологический этап приемосдаточных испытаний, включающих подготовку к испытаниям, швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания. Примечание. Составлено автором на основе: ЗаквасинА., Комарова Е. Универсальный «Урал» и прорывной «Лидер»: как проходит обновление ледокольного флота России // Сайт RT на русском. URL: https://russian.rt.com/russia/article/634993-ledokol-ural-arktika ; Зайцева С. На Балтийскомзаводе вПетербургезаложили атомныйледокол «Якутия». URL: https://strana-rosatom.ru/2020/05/29/na- baltijskom-zavode-v-peterburge-zal/; Моченов А., Федулова В. Ледоколы для Севморпути: прогнозы на фоне конфликтов // Деловой журнал Инвест-Форсайт. URL: https://www.if24.ru/ledokoly-dlya-sevmorputi/ (дата обращения: 10.02.2022). 14 Тимофеев О. Я. Беляшов В. А. Пути российских ледоколов. Ледокольное обеспечение СМП и направления развития ледоколов и ледокольных судов // Neftegaz.RU. 2018. № 9. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/sudostroenie/654653-puti- rossiyskikh-ledokolov-ledokolnoe-obespechenie-smp-i-napravleniya- razvitiya-ledokolov-i-ledokoln/(дата обращения: 10.02.2022). © Николаева А. Б., 2022 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz