Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери», работающий в проекте «Ямал СПГ», в мае 2020 г. вышел из порта Сабетта и отправился по СМП в Китай. Следует отметить, что весна — это самое неблагоприятное время для прохождения трассы, и в этот период транспортировка СПГ в Китай, как правило, осуществлялась через Суэцкий канал и Малаккский пролив, на что уходило порядка месяца. Рейс по СМП занял немногим более двенадцати суток, из них одиннадцать газовоз шел в сопровождении ледокола «Ямал»10. Следующий раз танкер «Кристоф де Маржери» отправился 5 января 2021 г. из порта Сабетта в Китай по трассе СМП без ледокольной проводки. Через одиннадцать суток он достиг китайского порта Цзянсу. Возвращение в порт Сабетта состоялось в феврале и стало самым поздним в истории арктических высокоширотных рейсов. По результатам прошедших экспериментальных рейсов ПАО «Совкомфлот» предложил ряд мер. Во-первых, это необходимость создания единой ледокольно-транспортной системы в акватории СМП, которая будет способна обеспечить круглогодичную и безопасную перевозку грузов. Во-вторых, предоставление штабу морских операций «Росатома» функции национальной службы разведки и мониторинга на трассе СМП, чтобы была возможность организовать проход судов по акватории и передачу оперативной информации судам, идущим через потенциально опасные участки. В-третьих, необходимость создания современной космической, арктической спутниковой группировки для обеспечения ежедневного радиолокационного зондирования ледовой обстановки на всем маршруте следования. Сроки начала круглогодичного судоходства по всей трассе называются разные. По словам генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» В. Рукши, круглогодичная навигация станет возможна к 2025-2026 гг., для этого необходимо наличие порядка десяти ледоколов на маршруте. Гендиректор ПАО «Совкомфлот» И. Тонковидов назвал ориентировочные сроки начала круглогодичной навигации по Севморпути — зима 2023-2024 или 2024-2025 гг., отметив, что это будет зависеть от сроков поставки газовозов нового поколения, имеющих способность прохождения во льдах, а также от системы организации навигации и возможностей ледокольного сопровождения в восточном секторе Арктики11. В настоящее время на СМП работают шесть атомных ледоколов: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. лошадиных сил («Ямал» и «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил («Таймыр» и «Вайгач»), а также ледоколы нового поколения (проекта 22220) — «Арктика», начавший работу на СМП в 2020 г., и «Сибирь», который пришел в порт приписки (город Мурманск) в январе 2022 г.12. Атомные ледоколы нового поколения имеют мощность 60 МВт, или 81 500 лошадиных сил. Некоторые из действующих атомных ледоколов почти выработали свой ресурс. Использующиеся в настоящее время атомоходы старого поколения предполагается выводить из эксплуатации постепенно, и зависеть это будет от сроков введения в строй новых ледоколов. По словам В. Рукши, эксплуатацию атомных ледоколов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» планируется завершить в этом десятилетии13 (табл. 2). Безусловно, использование атомного ледокольного флота в Арктике наиболее предпочтительно, поскольку, дизель-электрический ледокол тратит в сутки около 300 тонн топлива, что ведет к ухудшению состояния окружающей среды. Для обеспечения автономности плавания на два месяца необходим запас топлива порядка 20 тыс. тонн. Большая осадка (до 13 метров) этих судов не позволяет им работать в мелководных арктических морях [2]. Для сравнения: автономность атомных ледоколов старого поколения — 5-6 лет, осадка ледокола типа «Таймыр» (8,5 метров) позволяет ему работать в арктических морях и портах практически без ограничений по глубинам. Автономность новых ледоколов (проекта 22220) составляет семь лет. Для увеличения перевозок по трассе с 2012 г. ледоколы проводят караваны судов, а не каждое в отдельности. К примеру, в сентябре 2014 г. через льды Баренцева и Карского морей ледоколами был проведен караван, состоящий из семи военных кораблей Северного флота для доставки на Новосибирские острова грузов для военных подразделений [2]. 10Зайцева С. Севморпуть станет круглогодичным. URL: https://strana- rosatom.ru/2020/08/03/sevmorput-dolzhen-stat-kruglogodich/ (дата обращения: 21.04.2022). 11 «Совкомфлот» назвал сроки начала круглогодичной навигации поСевморпути// РИАНовости: сайт. URL: https://ria.ru/ (датаобращения: 20.04.2022). © Николаева А. Б., 2022 12 Сайт Росатом. URL: https://www.rosatom.ru/production/fleet/ (дата обращения: 12.03.2022). 13 Росатомфлот сообщил, когда кончится эксплуатация нынешних атомных ледоколов // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/20170927/1505709741.html (датаобращения: 21.04.2022). 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz