Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Таблица 1 Фактический и проектный объем грузовых перевозок по СМП, тыс. тонн Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2024 2030 2035 Общий объем грузов 5 431 7 480 10 700 19 700 31 500 32 970 80 000 120 000 160 000 Примечание. Источник: составлено автором на основе: Федеральное государственное казённое учреждение «Администрация Северного морского пути»: официал. сайт. URL: http://www.nsra.ru (дата обращения: 11.02.2022). В Мурманске в октябре 2020 г. состоялось совещание о развитии СМП, на котором было выделено пять составляющих для достижения ближайшей цели по увеличению грузооборота до 80 млн тонн в 2024 г.8: 1) проекты компании «Новатэк» обеспечат 35,5 млн тонн грузов, из них: «Ямал СПГ» на базе Южно- Тамбейского месторождения — 20 млн тонн; «Арктик СПГ — 2» на базе Утреннего месторождения — 14,7 млн тонн; «Обский СПГ» в Обской губе — 0,8 млн тонн; 2) проект по освоению новой нефтяной провинции на Таймыре «Восток Ойл», реализуемый компанией «Роснефть» с привлечением инвесторов, — 30 млн тонн; 3) проекты: Новопортовское месторождение нефти — 6,7 млн тонн; «Газпром нефти» и «Норильского никеля», полиметаллические месторождения Октябрьское, Талнахское, Норильск-1 — 1,7 млн тонн; 4) проект: Сырадасайское месторождение коксующихся углей на Таймыре корпорации АЕОN — 3,8 млн тонн; 5) грузы, связанные с северным завозом, завозом импортных грузов, транзитными грузами из Европы в Азию, — 2,3 млн тонн. Таким образом, предполагается, что составляющие необходимого грузооборота следующие: «Новатэк» —35,5 млн тонн; «Роснефть» — 30 млн тонн; «Газпром нефть» и «Норникель» — 8,4 млн тонн; AEON — 3,8 млн тонн; иные грузы — 2,3 млн тонн. При этом на совещании было отмечено, что эти планы могут быть реализованы только в случае достаточного ледокольного обеспечения. При освоении месторождений арктических углеводородов в настоящее время возникает необходимость обеспечения круглогодичной и безопасной навигации по всему маршруту СМП [21]. В апреле 2021 г. президент РФ В. Путин сообщил о возможности обеспечения круглогодичной навигации по всему СМП, чему должно способствовать создание Россией самого мощного ледокольного флота в мире9. Круглогодичное функционирование СМП в настоящий период ограничивается климатическими 8СовещаниеоразвитииСеверногоморского пути. г. Мурманск, октябрь 2020 г. URL: http://government.ru/news/40660/ (дата обращения: 11.02.2022). условиями арктического региона. Навигация осложняется необходимостью соответствующего технического оснащения судов, поскольку безопасное прохождение трассы возможно для судов ледового класса не менее Arc4 и ледоколов. Суда ледового класса имеют усиленный корпус и дополнительное оборудование на случай непредсказуемых ситуаций. Для оснащения флота такими судами необходимы значительные капиталовложения. Кроме того, управление судна должен осуществлять командный состав, имеющий опыт плавания в высоких широтах. При этом суда ледового класса неэкономичны в отношении расхода топлива, вследствие чего их применение оправдано только в Арктике [20]. Арктическая навигация всегда была связана с определенным риском вследствие климатических условий — низких температур большую часть года, как следствие, оледенения судов, штормов, айсбергов и т. д. [22]. Имеющееся в последнее время сокращение ледяного покрова [23-25], по мнению некоторых исследователей Арктики, упрощает движение по северным морям. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» в 1975 г. сделал возможной круглогодичную навигацию в Западном секторе Арктики. Круглогодичная навигация по всей трассе СМП сдерживается неблагоприятными природными условиями Восточного сектора, где плавание зимой и весной сильно осложняется ледовой обстановкой [26]. В последние десятилетия происходит процесс расширения навигации по временным рамкам. Если в 1990-е гг. навигация по всему СМП длилась в течение августа и сентября, то в XXI в. эти рамки несколько раздвинулись: с середины июля по октябрь. В 2012 г. навигация продолжалась с середины июля до середины ноября (четыре месяца); в 2020 г. началась в конце мая и продлилась до конца января 2021 г. Произошло это благодаря экспериментальным рейсам, совершенным танкером-газовозом «Кристоф де Маржери». 9 Латухина К. Путин заявил о возможном круглогодичном движении поСеверномуморскомупути//СайтРГ.URL: https://rg.ru/2021/04/14/putin- zaiavil-o-vozmozhnom-kruglogodichnom-dvizhenii-po-severnomu-morskomu- puti.html (датаобращения: 21.04.2022). © Николаева А. Б., 2022 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz