Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ первенство России в Арктике — стратегически важном регионе. Ледокольный флот является конкурентным преимуществом РФ, а его увеличение — это инвестиции в будущее и импульс к развитию экономики России». Ледокольная проводка по СМП позволяет увеличить безопасность маршрута и сократить риски во время прохождения, а также расширить использование трассы как по временным, так и по географическим рамкам. Проводка судов является основной задачей ледоколов, но, помимо этого, российский ледокольный флот выполняет и другие функции: демонстрация национального флага; ведение контроля за водным и воздушным пространствами в российской арктической зоне; участие в спасательных работах в случае аварий на судах, платформах нефтегазовой промышленности и т. п. [19]. Между тем аналитики выделяют и негативную сторону ледокольного сопровождения по СМП: помимо снижения скорости продвижения судов при использовании ледоколов происходит значительное удорожание перевозок. По имеющимся усредненным данным, транспортные расходы в результате использования СМП сокращаются на 20-30 %, а расходы по прохождению трассы вследствие ее сложности уменьшают эту цифру ориентировочно на 3 % от стоимости перевозимых грузов [20]. Это негативно сказывается на коммерческой привлекательности СМП. Поскольку судоходство в этих широтах без ледокольного сопровождения не имеет альтернатив, то необходимо обновление и увеличение ледокольного флота. Использование атомоходов нового поколения позволит снизить транспортные издержки, увеличить скорость движения и тем самым повысить привлекательность СМП. Для осуществления арктических углеводородных проектов атомными ледоколами обеспечивается проводка судов с грузами. Дальнейшее развитие СМП предполагает увеличение грузопотока. В настоящее время основу грузопотока составляет сжиженный природный газ (СПГ). Распределение грузов, транспортируемых по СМП в 2020 г., представлено на рисунке. Основные составляющие грузопотока СМП. Построено автором на основе: Что везут поСеверномуморскому пути. URL: https://zen.yandex.ru/media/tgd/chto-vezut-po-severnomu-morskomu-puti-60327f56bd729c71d1ebb956 (дата обращения: 09.02.2022) В мае 2018 г. президентом был подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»5, в котором была поставлена задача увеличения грузопотока по СМП до 80 млн тонн. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года6 предусматривает дальнейший рост объема перевозок по СМП — до 120 млн тонн к 2030 г. и до 160 млн тонн к 2035 г. (табл. 1). Для увеличения грузопотока в первую очередь необходимо возрастание интенсивности навигации, изменение состава и структуры транспортного и ледокольного флотов, увеличение сети судоходных маршрутов с круглогодичным режимом плавания и др.7. 5Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru> events>president>news. 6 «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033?index=2 &rangeSize=1. 7ЧижевскийА. Грузооборот поСеверномуморскому пути// Neftegaz.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/658338-v-2020-g- gruzooborot-po-severnomu-morskomu-puti/(датаобращения: 10.02.2022). © Николаева А. Б., 2022 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz