Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Материалы и методы В научной литературе изучению проблем развития арктической морской транспортной системы РФ посвящено большое количество работ [2-8] и др. Следует отметить, что значительный вклад в исследование СМП внесли труды А. А. Смирнова [2], В. С. Селина [3-5], В. Н. Половинкина [7, 8] и др. Атомный ледокольный флот рассматривается как неотъемлемая часть развития судоходства в арктическом регионе [2], дальнейшее освоение которого является фундаментом динамичного развития всей страны и зависит от степени обновления атомного ледокольного флота и обеспечения круглогодичной навигации по трассе [8]. Создание устойчивой системы транспортировки арктических ресурсов определяет задачи развития ледокольного, навигационного и гидрометеорологического обеспечения, что будет способствовать снижению рисков судоходства в этих широтах и повысит привлекательность морской арктической транспортной системы [6]. На развитие грузопотоков могут оказывать влияние различные экзогенные и эндогенные факторы, к которым в последнее десятилетие следует отнести обострение мировых противоречий и санкционное давление западных стран [3, 4]. Факторами роста грузоперевозок указываются темпы увеличения спроса на углеводороды на азиатско-тихоокеанском рынке, а также процессы изменения климата и динамика освоения месторождений арктического шельфа [5]. Тем не менее следует отметить, что в указанных работах не прослеживается прямая связь между обновлением ледокольного флота и развитием СМП, что делает данное исследование представляющим определенный научный интерес. В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Кроме того, в ходе исследования был применен метод экспертных оценок, который используется в случаях недостатка имеющейся информации, неосуществимости математической формализации процесса решения. Основа применения данного метода — это возможность и умение специалистов оценить важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований. Информационную базу составили научные статьи и доклады, монографии и информационные сайты. Результаты и обсуждение Потенциал СМП как альтернативы транзитного перехода, особенно в период потепления климата, достаточно высоко оценивается во многих странах. В результате проведенных научных исследований по проблемам глобальных изменений климата точки зрения ученых разделились. Одни полагают, что происходит глобальное потепление, которое вызвано человеческой деятельностью, в результате чего площадь и толщина арктических льдов будет постоянно сокращаться. Другие считают, что потепление климата — это следствие цикличности климатических колебаний и потом наступит период похолодания. При этом все ученые сходятся в том, что потепление в арктическом регионе несет определенную опасность, поскольку будет сопровождаться неустойчивостью погодных условий, что, в свою очередь, может увеличить вероятность роста ветровых волн и появления многочисленных айсбергов [9-11]. В ближайшие десятилетия, вероятно, будет наблюдаться продолжение процесса потепления климата, при этом специалисты полагают, что создание новых экономических проектов в Арктике и увеличение грузовых потоков по СМП приведут к возрастанию необходимости строительства новых ледоколов, несмотря на изменение климата. Некоторые иностранные аналитики говорят о возможности сравнения СМП в долгосрочной перспективе с традиционными морскими коммуникациями в плане безопасности движения и стоимости транспортировки, так как сокращение расстояния по сравнению с другими маршрутами позволяет перевозчикам уменьшить транспортные расходы и приобрести некоторую экономическую выгоду, конечно, при условии успешного развития данной трассы [12-15], а имеющееся уменьшение ледового покрова будет способствовать круглогодичной навигации. Ряд специалистов полагает, что климатические изменения приведут к тому, что маршрут между странами АТР и Европой станет экономически выгодным [16, 17]. Другие эксперты отмечают, что говорить о безопасной и устойчивой навигации по СМП преждевременно. Например, правительство Японии считает навигацию ненадежной на данный момент, но и не отрицает потенциальную коммерческую привлекательность в будущем4. На сегодняшний день развитие и функционирование СМП невозможно без ледокольного обеспечения. Обостряющаяся международная конкуренция в Арктике повышает роль российского атомного ледокольного флота [18]. Для обеспечения национальной безопасности страны и ее экономических интересов, РФ необходимо усиливать свое присутствие в Арктике. Председатель Правительства РФ М. Мишустин считает, что «развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит 4 Kitagawa Hiromitsu Japan and Russia: Breakingthelce. URL: http://www.nippon.com/currents/d00099 (дата обращения: 21.11.2021). © Николаева А. Б., 2022 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz