Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ icebreaker fleet is already quite outdated today, it is necessary to put new icebreakers into operation. The purpose of the study is to identify problems in terms of raising one of the efficiency indicators of the NSR performance — cargo turnover, provided renovation of the icebreaker fleet as a factor, necessary for solving the tasks of successful functioning of the route. Itwas concluded that the commissioningof icebreakers is hindered by insufficient funding of the industry, but the main problem lies in the consequences of the crisis in Ukraine in 2014. As a result, the supply chains of shipbuilding were disrupted and sanctions against the Russian Federation were imposed. The situation has been exacerbated by the imposition of new unprecedented sanctions packages since the launch of the special military operation in February 2022. The practical significance of the study is that the conclusions drawn are aimed at the further NSR development. The rapidly changing international situation and the economic situation within the country determine the prospects for further research on the topic. Keywords: Arctic region, increase in cargo turnover, icebreaker support, year-round navigation, sanction restrictions Acknowledgments: the work is fulfilled within the theme of the Institute for Economic Studies No. 0226-2018-0004 "Interactions of global, national and regional factors in the economic development of the North and the Russian Arctic zone" of the state assignment of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences". For citation: Nikolaeva A. B. Icebreaker atomic fleet as a factor of the Northern Sea Route development. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 158-170. doi:10.37614/2220-802X.3.2022.77.011 Введение Арктика двадцать первого века является крупнейшим перспективным инвестиционным проектом в современном мире. В этом мнении сходятся не только приарктические государства, имеющие интересы в этом регионе, но и географически удаленные страны Европейского союза (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) [1]. Северный морской путь является главной морской коммуникацией в российской части Арктики. Он используется в качестве транспортного коридора для транспортировки как национальных, так и международных грузов1. Для России данная трасса обладает огромным стратегическим значением в аспекте обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому изучение проблем дальнейшего развития СМП является актуальным в настоящее время. В последнее десятилетие в арктической транспортной системе стали происходить существенные изменения, которые, в первую очередь, начали проявляться в значительном росте интенсивности судоходства. При этом увеличилась доля крупнотоннажных судов, расширилась сеть судоходных маршрутов и увеличилась площадь акватории, где применяется режим круглогодичной навигации [2]. Это вызвано тем, что государство стало развивать на СМП транспортную инфраструктуру (атомные ледоколы, средства навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи, поиска и спасения)2. Северный морской путь достаточно условно делится на Западный и Восточный сектора. Западный сектор включает Карское море, Восточный — море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Поскольку сектора разнятся погодными и ледовыми условиями, то и развитие магистрали происходит неодинаково. Наиболее быстрыми темпами развивается судоходство в Карском море, что связано не только с более благоприятной ледовой обстановкой и относительно большими глубинами, но и с близостью к промышленным центрам Европы3. Навигация в Восточном секторе осложнена трудными ледовыми условиями, наличием малых глубин, недостаточностью глубоководных портов, удаленностью от промышленных центров. Тем не менее в морях Восточного сектора в последние годы начали появляться перспективы увеличения интенсивности судоходства. Наиболее существенным в этом аспекте является порт Певек, который после реконструкции стал первым глубоководным портом в Восточном секторе, в который могут заходить суда с осадкой до тринадцати метров. Судоходство в Восточном секторе в зимний период невозможно без ледокольного сопровождения. Необходимость транспортной связанности всей арктической территории РФ предполагает наличие развитого ледокольного флота. Российские ледоколы призваны обеспечить не только лидерство РФ в арктическом регионе, но и увеличение грузового потока по СМП, что будет свидетельствовать об его успешном развитии. Основные задачи исследования: 1) определение необходимости обновления ледокольного флота в современных условиях, в том числе с учетом изменения климата; 2) изучение грузовой базы СМП на ближайшую перспективу и рассмотрение планов по грузообороту в будущем; 3) выделение тенденций навигации по трассе; 4) определение состояния действующего атомного ледокольного флота и выявление проблем в процессе его обновления. 1БанькоЮ. Севморпутьишельфовыепроекты// Нефтегазовая вертикаль. 2021. №9-10. URL: http://www.ngv.ru >magazines>article>sevmorput-k.. (дата обращения: 02.02.2022). 2 Пересыпкин В. И. Проблемы и решения арктической транспортной системы // Морские вести России. 2012. № 14. URL: www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=29149 (датаобращения: 25.01.2022). 3Андреева Е. В. ИсауловаК.Я. ПерспективыразвитияСМП// Neftegaz.RU. 2021. № 6. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/686530- perspektivy-razvitiya-smp/(датаобращения: 02.02.2022). © Николаева А. Б., 2022 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz