Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В этой связи, особенно учитывая смену технологических укладов, надо подчеркнуть, что вполне обоснованные претензии России на лидерство в Арктике требуют лидерства в арктических технологиях. Пока вполне очевидны только монополия нашей страны на строительство и эксплуатацию атомных ледоколов, а также сохраняющиеся преимущества в методах добычи углеводородов в суровых условиях заполярной тундры. В остальных прорывных направлениях — оптоволоконные и спутниковые системы связи и навигации, приложения с применением искусственного интеллекта, автономные (в том числе беспилотные) надводные, подводные и воздушные суда, низкоуглеродные транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, зеленая и водородная энергетика, телемедицина и креативные индустрии — предстоит жесткая конкуренция на внутреннем и внешнем рынках, которую западные страны будут вести методами политизированных «торговых войн». Отметим также, что с весны 2019 г. в КНР ведется строительство собственного атомного ледокола, по своим характеристикам вполне сопоставимого с ныне строящимися российскими проекта 22220 и способного подвести солидную материальную основу под настойчивые призывы Китая к свободе судоходства в Арктике [22, с. 123-124]. Думается, главным лозунгом для АЗРФ в данном случае должно стать не импортозамещение (при всей его значимости), а именно инновационный поиск новых прорывных решений. И, вполне возможно, отказ от реализации или по крайней мере от налогового стимулирования некоторых арктических проектов, не отвечающих этим критериям. Одновременно с этим, учитывая явственно обнажившуюся зависимость России от импорта продукции даже средней и низкой технической сложности, становится реально необходимым налаживание производства ее внутри страны, причем максимально приближенно к местам потребления. Понятно, что в условиях АЗРФ это потребует не только развития местной промышленной базы, но и определенного изменения самой философии ресурсных компаний. Для этого их отношения с региональными властями должны базироваться на сочетании административных и гражданско- правовых механизмов, налагающих на компании четко определенные договорные обязательства по закупкам товаров и услуг местных производителей [23, с. 43-44]. Причем здесь важнейшую практическую роль призваны играть не федеральные, но региональные и местные власти, исходя из своих специфических условий [24]. Четвертое. Следует ожидать заметного военного строительства и НАТО, и России на Севере, роль © Салыгин В. И., Криворотов А. К., 2022 которого для нашей страны, как в прошлом, объективно возрастет в свете появления пояса недружественных государств на западных рубежах. Учитывая отмеченное регионально­ экономическое сходство оборонного и ресурсного секторов, при этом возникает аналогичная задача — максимизировать мультипликаторы каждого военного объекта для российской промышленности и науки, для развития экономики самой АЗРФ. Пятое. Было бы весьма неосмотрительно, лишившись доступа к западному капиталу, бездумно переориентироваться на азиатских инвесторов, среди которых наиболее перспективными являются китайские. По опыту общения с учеными из КНР видно, что они ясно осознают национальные интересы в Арктике и формулируют обширные заявочные позиции: формальное усиление роли страны в международном управлении Арктикой, улучшение условий работы китайских компаний на трассе Севморпути, расширение их допуска к ресурсной базе АЗРФ и др. Причем беспрецедентные льготы, полученные ими на «Ямал СПГ», будут невольно восприниматься как отправная точка. Здесь желательно, видимо, следовать практике самих китайцев: четко осознать интересы России, действовать достаточно осторожно и предельно прагматично, увязывая любой допуск внешних инвесторов в АЗРФ со строго зафиксированными обязательствами по развитию местной экономики. Заключение. Перспективы будущих исследований В течение нескольких месяцев российская и мировая Арктика оказалась в новой системе международных политических и экономических координат. К сожалению, была если не утрачена совсем, то законсервирована большая часть наследия трансграничного сотрудничества, которое развивалось в регионе последние три десятилетия. Мировому Заполярью, видимо, предстоит достаточно длительная полоса развития в расколотом состоянии, но, в отличие от холодной войны, при растущей вовлеченности внерегиональных игроков. Жесткое подчинение Арктики интересам внешней политики, дополненное на Западе мощным экологическим нажимом, грозит вновь превратить ее в «безголосую», а отчасти и опустевшую периферию. В то же время, обострение заочного соревнования за самый привлекательный образ Арктики дает ее регионам новый шанс на развитие с опорой на технологии завтрашнего дня. Причем с точки зрения самих регионов не столь значимо, кто привнесет эти технологии — ресурсные компании, компьютерные ТНК или военные. Главное, чтобы они «оседали», осваивались и развивались на местах. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz