Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ экономически рентабельной, но политически значимой как фактор самообеспечения ЕС. А в США нефтяники, в том числе на Аляске, прямо обвиняют Дж. Байдена, что он готов закупать нефть даже у недружественных государств, но при этом наложил на собственных производителей «больше санкций, чем на российских»10. Выступая в июне 2022 г. на Петербургском экономическом форуме, заместитель председателя Правительства России А. В. Новак заметил: «В течение года, на мой взгляд, несколько зеленая повестка потускнела, и цвет ее стал не зеленым, а цвета хаки... хотя тенденция все равно продолжается, я не скажу, что она остановилась»11. С позиций России как ведущего экспортера углеводородов эти процессы означают реальную угрозу потери главных внешних рынков: в 2021 г. на долю стран ЕС пришлось 64,7 % объемов ее экспорта газа и 47,0 % — нефти (плюс 2,7 % у США)12. При этом в Арктике добывается около 90 % российского природного газа и порядка 15 % нефти. В АЗРФ расположены и новые экспортные мегапроекты — «Арктик СПГ-2» (Гыданский полуостров), «Восток Ойл» (север Красноярского края и Якутии), угольная шахта «Северная звезда» (Таймыр) и др. На президентском совещании 14 апреля 2022 г. нарушение логистики экспортных поставок было признано главной проблемой отрасли13. В качестве одного из решений называлась, в частности, переориентация экспорта в Азию, что соответствует приоритетам российской энергодипломатии [21, с. 16-19]. Однако, как показали весна и лето 2022 г., это сопряжено с масштабными инфраструктурными и маркетинговыми (в том числе ценовыми) проблемами. Думается, в сложившейся обстановке было бы одинаково неверно и огульно отказываться от труднореализуемых арктических проектов и, наоборот, под предлогом национальных геополитических интересов «продавливать» их любой ценой, в конечном итоге за счет федерального бюджета. Безусловно, надо пользоваться имеющимися экспортными возможностями на сырьевых рынках и создавать новые. Но все же главная переориентация потоков арктической нефти должна быть не столько на восток, сколько на юг — на переработку в России как для внутреннего рынка, так и для экспорта. При этом в качестве важной попутной задачи будет возрождаться транспортная связность внутри самой России, особенно за Уралом. Второе. Активно продвигаемая Западом зеленая повестка, безусловно, шире «простого» свертывания нефтегазодобычи. Следует ожидать нарастания давления на любую хозяйственную деятельность в Арктике под экологическими (прежде всего, климатическими) лозунгами. Оно может, в частности, выражаться в попытках экологически мотивированного бойкота товаров, произведенных в АЗРФ, и нажима на потенциальных инвесторов из третьих стран. Под особый удар может попасть Северный морской путь в части и транзитного, и экспортного грузопотоков. Достаточно вспомнить кампанию по отказу от перевозки товаров арктическими морями, запущенную несколько лет назад в США и поддержанную рядом крупных производителей одежды и обуви14. В этой связи России для собственных нужд и для работы на мировой арене следует разработать и продвигать собственную, реалистичную и научно обоснованную климатическую концепцию. Задача облегчается отъездом А. Б. Чубайса — одного из главных лоббистов некритического заимствования низкоуглеродного регулирования и принципов ESG в 2020-2021 гг., которое грозило за несколько лет подорвать отечественную тяжелую промышленность. Третье. Технологические санкции Запада уже ударили прямо или косвенно по ряду арктических проектов. В качестве ярких примеров можно привести ограничения на поставки криогенного оборудования проекту «Арктик СПГ-2»15 и сложности с возвращением из Канады турбины для «Северного потока», по которому в Федеративную Республику Германия идет ямальский газ. Не менее значимый вызов — сохранение транспортной и информационной связности АЗРФ и территории России в целом, прежде всего в сфере авиационных перевозок и мобильной связи16. 10Huff E. Fact: Biden hassanctioned moreAmerican oil than Russian oil. URL: https://www.naturalnews.com/2022-03-01-biden-sanctioned-more-american- oil-than-russian-oil.html (дата обращения: 21.03.2022); API releases video urging Biden to tour American energy sites. URL: https://www.worldoil.com/news/2022/7/14/api-releases-video-urging-biden- to-tour-american-energy-sites/(датаобращения: 14.07.2022). 11 Мировая зеленая повестка стала цвета хаки, заявил Новак. URL: https://ria.ru/20220617/zelenye-1796054492.html (дата обращения: 27.06.2022). 12 Рассчитано по: Экспорт российского природного газа. URL: https://tass.ru/infographics/9451 (дата обращения: 22.06.2022); Экспорт нефти из России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Экспорт_нефти_из_России (дата обращения: 22.06.2022). 13 Совещание о текущей ситуации в нефтегазовом секторе. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68191 (дата обращения: 20.05.2022). 14 Arctic Corporate Shipping Pledge. URL: https://oceanconservancy.org/climate/shipping/arctic-shipping-pledge/ (дата обращения:14.06.2022). 15 Алексей Гривач: России предстоит переосмыслить всю стратегию развития отрасли СПГ. URL: https://oilcapital.ru/interview/11-04- 2022/aleksey-grivach-rossii-predstoit-pereosmyslit-vsyu-strategiyu-razvitiya- otrasli-spg(датаобращения: 11.04.2022). 16Baker R. NATOTensions ReinforceandComplicateRussia'sArcticAmbitions. URL: https://worldview.stratfor.com/article/nato-tensions-reinforce-and- complicate-russias-arctic-ambitions(датаобращения: 02.05.2022). © Салыгин В. И., Криворотов А. К., 2022 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz