Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 134-143. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 134-143. РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Сценарий развития внутреннего рынка потребления углеводородного сырья предусматривает рост внутреннего потребления энергоресурсов во всех сферах национальной экономики, обеспечивающий повышение социальных гарантий и энергетической безопасности РФ. Кроме того, отдельным принципиальным направлением использования углеводородного сырья, выпадающего из внешнеторгового баланса, является развитие новых направлений энергетики, нефтегазохимической промышленности, водородной энергетики, энергоемкой черной и цветной металлургии и др. Преимуществом данного пути развития является возможность организации экспортных поставок из России продукции, которая обладает более высокой, чем нефть и газ, потребительской стоимостью. Кроме того, следует отметить, что наличие в России уже функционирующих кластеров энергоемких секторов нефтегазохимической и металлургической промышленности (чего в полном масштабе нет в других энерго- и ресурсопроизводящих странах) является конкурентным преимуществом на международном энергетическом рынке разделения труда. Отдельным направлением развития может стать разработка и выпуск новой продукции нефтегазохимии на экспорт, однако в этом случае следует проработать вопрос об импортозамещении существующих технологических объектов глубокой переработки углеводородных ресурсов. Сценарий формирования логистических и инфраструктурных связей с независимыми альтернативными потребителями отечественного углеводородного сырья. Основным наиболее вероятным вариантом развития событий рассматривается переориентация на восток, а именно реализация продукции нефтегазового сектора в Китае и Индии. Однако существующая трубопроводная система в указанные страны не позволяет увеличить уровень поставок энергоресурсов, поскольку китайский участок нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан загружен на максимальную мощность, и, как следствие, понадобится прокладка дополнительного трубопровода. В случае газа, то в соответствии с контрактными условиями и технологическими особенностями газ, перекачиваемый в Китай по газопроводу «Сила Сибири», выйдет на максимальную мощность к 2025 г. При рассмотрении Индии в качестве альтернативного рынка энергоресурсов прокладка магистрального трубопровода осложнена геополитическими трудностями, а именно необходимостью задействования недружественных для Индии территорий Пакистана и Афганистана. В этом случае наиболее перспективным кажется путь реализации сжиженного природного газа на азиатские рынки, что потребует развития соответствующих мощностей как в России, так и в странах-импортерах. Сценарий возможного частичного досрочного снятия санкций стран по политическим и особенно социально-экономическим причинам. Одним из возможных последствий введенных ограничительных мер в сторону России является отсутствие достаточного количества энергетических и продовольственных ресурсов на международных рынках, что приведет к стремительному росту цен на углеводородное сырье и, как следствие, к необходимости послабления или снятия странами принятых санкций против РФ. Однако на сегодняшний день этот сценарий оценивается как наименее вероятный в связи с масштабностью и глубиной проработки принятых ограничительных мер. Интегральный сценарий развития нефтегазового комплекса предусматривает ситуационное развитие энергетического комплекса России с одновременной реализацией всех перечисленных направлений действий. Комбинация действий при этом будет определяться исходя из инвестиционных возможностей, эффективности их реализации и рисков стратегических проектов. Очевидно, в период действия санкционных ограничений до их либерализации или замещения европейских, американских и японских потребителей новыми, в частности из стран Азии, объемы сбыта твердых, жидких и газообразных углеводородов будут резко снижены. При этом следует ожидать что влияние санкций на структуру мирового рынка нефти и газа с учетом значимости и объемов РФ в поставках энергоресурсов будет носить ограниченный по времени и масштабам воздействия характер. С высокой долей вероятности экономические условия возврата нефтегазового комплекса РФ в число основных базовых глобальных поставщиков углеводородного сырья будут отличаться от тех, которые действовали до санкций. Также не следует ожидать что сложившийся к моменту выхода из санкций (либо к моменту их замещения) экономический климат для отечественных нефтегазовых компаний будет более благоприятен, чем ранее. Очевидно, основные лидеры отечественного нефтегазового бизнеса, которые смогут использовать санкционный период для развития и диверсификации направлений своей деятельности, могут выйти из этого кризиса более конкурентоспособными с точки зрения внедрения современных технологий и адаптированными к условиям работы в условиях низкоуглеродной энергетики. С учетом вышеизложенных положений стратегически ориентированное, высокотехнологическое и экономически стимулированное государством развитие отечественного нефтегазового комплекса в условиях санкций даже при относительно сниженных инвестиционных возможностях страны остается © Саитова А. А., Ильинский А. А., Фадеев А. М., 2022 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz