Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ Два колонизационных потока дополняли друг друга. С одной стороны, «низовые» поселенцы приходили обычно в места, уже формально присоединенные к государству. С другой стороны, само правительство считало подлинно своей только землю, по которой прошелся плуг русского землепашца [19]. Представляется, что секрет успеха крупных освоенческих проектов ХХ в. — столыпинского переселения на Дальний Восток, сталинского подъема Севера в тридцатые годы, формирования громадной нефтегазодобычной провинции в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах — кроется, в частности, в умело достигнутом правительством сочетании обоих потоков, в объединении государственных мощи и ресурсов с народным энтузиазмом. Поле распада СССР Север добрых полтора десятилетия воспринимался, в духе монетаризма, как обуза для бюджета, что породило его массовую депопуляцию и жесткую, порой хищническую приватизацию. Та же модель, которая сформировалась с конца нулевых годов (во многом на волне общемирового всплеска интереса к Арктике), мощно тяготеет к ресурсному подходу. В ее основе — военные и гражданские инвестиционные мегапроекты, реализуемые так или иначе за бюджетные средства: собственно государством, госкомпаниями или частными предприятиями, но с мощной налоговой и иной господдержкой. При этом арктические добычные проекты нередко базировались на использовании рабочей силы и оборудования, завозимых из Центральной России или из-за рубежа, и были ориентированы преимущественно на экспорт сырья низкой степени обработки. На местах «оседают» лишь отдельные незначительные подряды. Минэкономразвития на протяжении нескольких лет лоббировало законопроекты об «опорных зонах развития» в АЗРФ, призванные узаконить такую практику, порождая всесильных местных монополистов [20]. Победил, к счастью, иной подход, воплощенный в 2020-2021 гг. в новой редакции Основ госполитики в регионе, с ее сбалансированной системой целевых установок, и в пакете федеральных законов о поддержке фактически всех форм предпринимательства в Арктике9. Идейно эта концепция, дополненная субсидированием авиаперелетов на Север и в Зауралье и механизмом «арктического гектара», гораздо ближе к низовой колонизации с опорой на широкие массы северян. В практической политике, однако, основная ставка по-прежнему делается на ресурсные проекты. Малый северный бизнес (розничная торговля, сервис, туризм идр.) часто существует отдельно от них, по своей рыночной нише приближаясь скорее к традиционному сектору. Подобная ситуация, не позволяющая комплексно использовать потенциал АЗРФ, еще могла быть объяснима в условиях открытости российской экономики на Запад и Восток в свете соответствующих внешнеполитических задач (таких, как срочный выход на новые для нас сырьевые рынки, укрепление роли страны как гаранта энергобезопасности Европы, привлечение иностранных инвесторов с различных континентов или наращивание грузовой базы для Севморпути). Теперь же можно с высокой определенностью сказать, что на перспективу 15-20 лет АЗРФ будет развиваться под воздействием ряда жестких внешних ограничений. Они настоятельно потребуют уточнения концепции, более строгой расстановки приоритетов и перестройки стоимостных цепочек с усилением ориентации на внутренние резервы, включая саму АЗРФ. Рассмотрим, не ранжируя, некоторые из этих ограничений. Первое. Пожалуй, самым очевидным эффектом представляется уже развернутая перекройка мировых энергетических рынков, резко ускоренная обещаниями Евросоюза и США в ближайшие годы прекратить импорт энергоносителей из России. Отметим, что кризис на газовых рынках Европы и КНР начался задолго до украинских событий, еще осенью 2021 г. Его фундаментальной причиной стал дисбаланс между вводом новых мощностей зеленой электрогенерации и выводом (включая физическое уничтожение) старых тепловых. За последние месяцы, столкнувшись с угрозой физического дефицита топлива и замерзания целых городов, европейские лидеры откорректировали свои планы, вплоть до возобновления угольной генерации. Те же норвежцы, чтобы насытить газовый рынок ЕС, планируют в ближайшее десятилетие всемерно наращивать добычу, включая освоение ранее считавшегося низкорентабельным заполярного месторождения Вистинг в Баренцевом море. Но, несмотря на временные корректировки, общая линия Запада остается прежней. Повышение стоимости и угроза дефицита импортного топлива придают лишь дополнительный импульс развитию возобновляемой энергетики: в таких условиях она становится не только 9Указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 г. №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 2020. №10. Ст. 1317; Федеральныйзаконот13 © Салыгин В. И., Криворотов А. К., 2022 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. №29. Ст. 4503. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz