Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 134-143. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 134-143. РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Результаты и обсуждение В связи с политическими и экономическими мерами, введенными государствами в отношении РФ, переформированием геополитической карты мира и изменением основных рынков сбыта российских энергоресурсов, актуальными становятся пересмотр и адаптация стратегических приоритетов и направлений развития энергетики, в частности нефтегазовой отрасли, и подходов к ее декарбонизации. Для оценки возможных направлений развития энергетического сектора необходимо выявить причины и этапы, способствующие нынешнему положению. Применительно к проблеме научно технологического развития и декарбонизации предлагается рассматривать следующие этапы развития отечественного нефтегазового комплекса. 1. Досанкционный этап (условно до 2014 г.), сложившийся в течение длительной эволюции взаимодействия РФ с традиционными импортерами и экспортерами; характеризуется низкой эффективностью как форм и спектра взаимодействия, в том числе уровня диверсификации экспортируемой продукции, так и использования выручки для развития отрасли. 2. Санкционный I этап — импортозамещение (2014-2022 гг.), связанный с вводом пакета политических и экономических мер в сторону России. Санкции данного этапа предусматривают ограничение доступа к технологиям, необходимым для изучения и освоения углеводородных объектов и закрытие доступа крупным нефтегазовым компаниям к заемному финансированию. Перечень секторальных санкций, введенных против отечественного топливно энергетического комплекса, включает запрет на поставку следующего оборудования и технологий: а) страны ЕС — запрет на инвестиции в энергетический сектор, поставку оборудования для добычи нефти и газа, оказание для них финансовых и страховых услуг; ограничение покупки углеводородных товаров; запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти на глубине более 152 метров на морском шельфе Арктики и сланцевой нефти путем гидроразрыва; б) Австралия — запрет на поставки в Россию вооружения и оборудования для нефтегазовой отрасли; в) Албания, Исландия, Норвегия — запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи сланцевой нефти и нефти в Арктике, на глубоководном шельфе; г) Канада — ограничения на экспорт в РФ технологий для разведки и добычи нефти; санкции против российских энергетических компаний, в числе которых «Газпром», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Транснефть»; д) США— санкции в отношении компаний «Роснефть», «Новатэк», «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз»; запрет на поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий для нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемых подводных аппаратов, насосов высокого давления. 3. Санкционный II этап — структурные изменения геополитической и ресурсной карт (с 2022 г. по настоящее время), наступивший в результате российской спецоперации на Украине, его следствием является отказ традиционных стран-импортеров от российского углеводородного сырья и стремительная переориентация на восстановление энергобаланса за счет использования возобновляемых источников. По данным на май 2022 г. введено пять пакетов санкций, готовится шестой. К 7 марта 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. В таблице приведены страны и введенные санкции против России в области энергетики. В рамках шестого пакета санкций в отношении России предполагается постепенный отказ стран Европейского союза (ЕС) от импорта российской нефти и нефтепродуктов морским транспортом. Для поставок топлива по трубопроводам сделали исключение, «которое должно быть пересмотрено в скором времени». Однако конкретные сроки не указываются. 4. Переходный этап — пассивное реагирование на санкции (2022-2023 гг.) — на фоне международных санкционных мер в сторону России характеризуется перенастройкой и адаптацией системы международной энергетической торговли, сокращением или прекращением экспорта углеводородного сырья в традиционные страны (ЕС, США, Японию и др.) и валютных поступлений от реализации продукции в страны-импортеры, что потребует переосмысления текущих парадигмы и критериев оценки развития мирового нефтегазового комплекса. Существующий подход отечественного нефтегазового комплекса, связанный с интенсивным наращиванием добычи любой ценой, максимизацией корпоративной выручки и наращиванием бюджетных поступлений требуют значительной трансформации. В России формируется особая форма управления, отражающая специфические особенности трансформационного периода. 5. Этап активного выхода из кризиса по альтернативным сценариям (ориентировочно 2024-2025 гг.). Альтернативные сценарии выхода из кризиса переходного этапа будут носить вариативный характер, и, по мнению ряда экспертов, этап постепенного снятия санкций и стабилизация рынков могут начаться с 2024 г. Альтернативные варианты выхода из кризиса в качестве базовых могут предусматривать следующие сценарии развития отечественного нефтегазового комплекса. © Саитова А. А., Ильинский А. А., Фадеев А. М., 2022 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz