Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 134-143. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 134-143. РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Рис. 1. Схема процесса стратегического управления Рис. 2. Виды стратегического управления в российской экономике [1] Однако отдельной проработки требуют вопросы государственного регулирования и стимулирования внедрения и использования подходов декарбонизации в отечественном нефтегазовом секторе, особенно в свете принятия новых международных энергетических политик, нацеленных на снижение углеродного следа, энергопереход и использование возобновляемых источников энергии, а также на достижение цели углеродной нейтральности (net zero emissions target). Важно отметить, что Россия, ратифицировавшая Киотский протокол, заявила о трансформации своей деятельности для достижения углеродной нейтральности к 2060 г., что связано не только с глубоким изменением подхода как государственного управления, так и ведения бизнеса предприятиями энергетического сектора, но и с необходимостью реализации проектов по разработке, масштабированию, внедрению и эксплуатации новых отечественных технологических объектов. Наряду с рисками, энергопереход открывает и огромные возможности. В связи с санкциями у российской экономики сейчас имеется возможность провести фундаментальные реформы, в том числе в области декарбонизации, которые могут дать стране долгосрочный импульс для перехода на другую (инновационную) траекторию развития. Теперь, возможно, идеальный момент для реализации давно назревших мер по повышению конкурентоспособности отечественной экономики на международных рынках. © Саитова А. А., Ильинский А. А., Фадеев А. М., 2022 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz