Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 134-143. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 134-143. РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НА СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ Целью данной работы является анализ этапов современного развития российской нефтегазовой отрасли, а также разработка стратегических ориентиров выхода из кризиса, связанного ссанкционными ограничениями. Теоретическая основа и методология Проблема стратегического управления нефтегазовым комплексом при реализации проектов по декарбонизации в условиях санкций — многокомпонентный процесс, охватывающий ряд важных и равнозначно приоритетных проблем геополитического, экономического, общественного, природоохранного аспектов, решаемые на уровне не только топ-менеджмента компаний, но и государства в целом. Каждое из этих направлений требует своего методического подхода к стратегическому управлению с учетом интересов всех стейкхолдеров (зарубежных и отечественных инвесторов, власти регионов, поставщиков оборудования и услуг в лице малого и среднего бизнеса, местного населения, природоохранных и общественных организаций) при подготовке и реализации проектов в области снижения углеродного следа. Государство при налаженном взаимодействии с нефтегазовыми компаниями и общественными экологическими организациями должно обеспечивать сбалансированную модель устойчивого энергетического развития с учетом экологических, общественных и экономических аспектов осуществления проектов. Ввод технологических мощностей и специализированного оборудования, способствующих снижению эмиссии парниковых газов на объектах нефтегазовой отрасли, требует привлечения значительных инвестиций, а также принятия инновационных технологических и новаторских организационных решений на всех уровнях управления и согласования [1]. Вопросам разработки теоретических, концептуальных и методологических положений развития стратегического управления в энергетическом секторе, а также государственного регулирования недропользования, формирования и развития организационно-экономического механизма освоения углеводородных ресурсов посвящено достаточное количество работ, в числе которых [2-13], однако анализ концептуально-методологических проблем и возможных вариантов управления процессом декарбонизации нефтегазовой отрасли в период агрессивного санкционного давления со стороны стран — импортеров углеводородного сырья осуществлен не был. Под стратегическим управлением организацией понимают [1]: 1) управленческую технологию вусловиях неопределенности и повышенной нестабильности внешней среды [14]; 2) управленческую технологию, использующую человеческий потенциал как основу организации, при этом такое управление ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет изменения в организации как ответ на вызовы со стороны окружения, что позволяет получить конкретные преимущества и создает конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе с достижением при этом поставленных целей [15]; 3) управление, содержащее в своей основе экстренные решения в условиях стремительно возникающих важных задач, которые, в силу своей стремительности, невозможно предусмотреть [16], однако, несмотря на то что данное определение больше относится к оперативному менеджменту, данная формулировка является актуальной в санкционный период, что приводит к необходимости принятия оперативных и стратегически взвешенных решений; 4) управление, которое позволяет организации добиваться поставленных задач, основанное на балансе внутренних возможностей организации и взаимоотношений с окружающей средой; 5) формирование стратегий, дающих возможность оценки будущих изменений в текущих решениях, а также реализацию таких стратегий [17]. Процесс стратегического управления может быть представлен в виде схемы на рис. 1, где отражены основные этапы, в числе которых проведение стратегического анализа, выбор и реализация стратегии и другие [18-20]. Стратегическое управление перспективными направлениями деятельности компании зависит от стратегической ситуации, представляющей собой анализ и прогнозирование долгосрочных условий, и стратегических целей, определяемых видением руководства. На рис. 2 приведены виды стратегического управления в российской экономике, сформированные к концу 1990-х гг. С 2014 г. в России г. действует Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который содержит понятийный аппарат, закрепляет роли и функции органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, определяет перечень документов, систему мониторинга и контроля реализации документооборота и исполнения задач стратегического планирования и др. С целью реализации данного закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации», а также разработан и утвержден ряд других нормативно­ правовых актов. © Саитова А. А., Ильинский А. А., Фадеев А. М., 2022 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz