Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 121-133. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 121-133. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Наличие на территории региона кредитной организации, имеющей специальный статус и использующей модель организации деятельности на основе взаимодействия с органами власти, способно оказать значимый эффект на развитие региональной финансовой системы и повышение эффективности финансового обеспечения реализации региональной экономической и социальной политики. В частности, такое сотрудничество позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в форме заемного капитала для реализации инвестиционных проектов, сократить отток финансовых ресурсов населения и организаций, формируемый крупными федеральными банками с высокой степенью централизации финансовых ресурсов в столичных регионах, реализовать механизмы имплементации региональных программ льготного кредитования малого и среднего бизнеса, приоритетных секторов экономики, рынка жилья, обеспечить инструменты реализации региональных заемных программ на базе выпуска субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. Тезис об эффективности реализации различных схем взаимодействия органов власти с кредитными институтами для развития региона подтвержден большим количеством исследований в области организации региональных финансов и функционирования банковского сектора. В частности, в научной литературе получила развитие мысль об эффективности создания регионального центра финансовых услуг (регионального финансового супермаркета), который способен оказать положительное влияние на уровень социально­ экономической устойчивости региона [20]. Изучению благоприятного влияния региональных кредитных организаций на финансовую систему территории базирования, на процессы аккумуляции финансовых ресурсов, активизацию региональных инвестиционных процессов посвящены работы А. М. Шапошникова [21]. Выделенные преимущества, которые обеспечивают региональные банки, использующие модель организации деятельности на основе взаимодействия с органами власти, а также анализ многочисленных исследований в области региональной экономики дают возможность определить основные требования к регионам, для которых создание данных банковских структур видится целесообразным и эффективным (табл. 2). Таблица 2 Регионы, для которых эффективно создание регионального банка с моделью организации деятельности на основе взаимодействия с органами власти Критерий Характеристика Численность населения Не менее 500 тыс. человек Уровень финансового потенциала населения и организаций Характеризуются высоким финансовым потенциалом населения и организаций, развитым сектором малого и среднего предпринимател ьства Уровень развития промышленности Характеризуются высоким уровнем развития промышленности, наличием отраслей специализации, присутствием большого числа крупных региональных хозяйствующих субъектов Уровень инвестиционной активности в регионе Характеризуются высокой инвестиционной активностью и благоприятным инвестиционным климатом Наличие программ развития федерального и регионального уровней В регионах реализуются региональные и федеральные программы развития с высоким уровнем финансового обеспечения Примечание. Составлено авторами. Соответствие региона выделенным в табл. 2 критериям позволяет говорить о том, что в регионе имеются необходимые предпосылки для развития региональных банковских структур, которые способны оказать благоприятное влияние на региональную финансовую систему и развитие хозяйства при условии выбора для них оптимальной модели организации деятельности и обеспечения эффективного взаимодействия с субфедеральными и муниципальными органами власти. Особенности и перспективы развития действующих региональных банков в регионах АЗРФ. АЗРФ — важнейшая стратегическая территория страны, для которой необходимым условием социально­ экономического развития является обеспечение высоких темпов роста инвестиционной активности и формирование достаточного уровня финансового обеспечения экономических процессов [2]. В рамках данного исследования остановимся подробнее на действующих моделях региональных банков, зарегистрированных в регионах АЗРФ, а также перспективах повышения эффективности их деятельности и возможностях оптимизации их роли в формировании финансовой базы регионов присутствия. В настоящее время в регионах АЗРФ осуществляют деятельность четыре региональных банка (табл. 3). © Бадылевич Р. В., Вербиненко Е. А., 2022 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz