Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 121-133. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 121-133. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ с поглощением, присоединением и отзывом лицензий у региональных кредитных организаций, а также укрупнением и концентрацией банковского рынка, оказывают положительное влияние на эффективность функционирования всей кредитно-финансовой системы страны [16]. Согласно противоположному подходу, к сторонникам которого относят себя авторы данного исследования, региональные банки выполняют важные финансовые функции и оказывают положительное влияние на функционирование инвестиционно-кредитных механизмов на уровне отдельных субъектов РФ. Как правило, в качестве основных преимуществ региональных банков по отношению к крупным федеральным банковским структурам при реализации деятельности на территории базирования исследователи относят: знание региональной специфики и особенностей хозяйственных систем территорий базирования, адаптация предоставляемых услуг и продуктов к региональным потребностям, применение индивидуального подхода при работе с местными субъектами хозяйствования, сокращение сроков принятия решений за счет возможности принятия решений на местах без осуществления обращений в центральные офисы, участие в региональных программах и реализации значимых для регионов базирования инвестиционных проектов, наработанные связи с субъектами регионального хозяйства [17, 18]. Деятельность региональных банков в подавляющем большинстве случаев связана с наличием специализации, в рамках которой региональной организации удается получить определенные преимущества по сравнению с крупными банками. Как правило, такая специализация базируется на исторических предпосылках возникновения банка (в качестве учредителей выступали органы власти, субъекты местного бизнеса, влиятельные физические лица, имеющие необходимые связи) либо на поиске и использовании уникальной ниши, которая по различным причинам не так привлекательна для крупных федеральных банков (кредитование малого предпринимательства, стратегическое партнерство с отдельными предприятиями и секторами регионального хозяйства, предложение лизинговых продуктов). Такая специализация позволяет в большинстве случаев нивелировать основные недостатки и сложности, с которыми сталкиваются региональные банки: ограниченность капитала и ресурсов, низкие возможности для развития собственных экосистем и глобальных информационных продуктов, ограниченность участия в государственных программах поддержки банковского сектора в периоды неблагоприятной конъюнктуры и кризисных явлений. В настоящее время в полной мере реализовать преимущества региональных кредитных организаций, обеспечить их высокую конкурентоспособность по отношению к крупным системообразующим банкам, а также обеспечить необходимое участие в инвестиционных процессах в регионе становится возможным в том случае, когда деятельность региональных банковских структур осуществляется в тесном взаимодействии с региональным бизнесом, а также с местными органами власти [19]. Значимые преимущества получают региональные кредитные организации, которые осуществляют деятельность в тесном взаимодействии с региональными или местными органами власти на основе участия последних в капитале банка или получения кредитной организацией специального статуса. В современной банковской практике используется достаточно широкий спектр различных статусов, которые позволяют, с одной стороны, пользоваться поддержкой органов власти, а с другой — повысить степень участия кредитной организации в системе региональных экономических отношений (табл. 1). Таблица 1 Статусы региональных кредитных организаций, определяющие принципы взаимодействия «региональный банк — органы власти» Статус Принципы взаимодействия Опорный банк региона Основная кредитная организация региона, которая осуществляет широкий спектр направлений взаимодействия с органами власти Уполномоченный банк Банк, которому со стороны региональных или муниципальных органов власти делегировано право на проведение определенных банковских операций по поручению этих органов или право представлять интересы органов власти при взаимодействии с хозяйствующими субъектами Банк-партнер Ограниченное по времени соглашение о сотрудничестве региональных или муниципальных органов власти с кредитной организацией на время реализации определенного проекта или программы Примечание. Составлено авторами. © Бадылевич Р. В., Вербиненко Е. А., 2022 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz