Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 121-133. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 121-133. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ определены механизмы реализации взаимодействия региональных банков с исполнительными органами власти, в том числе на основе наделения региональных кредитных организаций специальными статусами; определены регионы АЗРФ, для которых эффективно создание регионального банка с моделью организации деятельности на основе взаимодействия с органами власти; приведены схемы оптимизации деятельности двух наименее устойчивых действующих региональных банков, зарегистрированных в регионах АЗРФ. В работе использован ряд научных методов исследования: анализ научной литературы, синтез, обобщение, сравнение. При оценке моделей организации деятельности региональных банков применяются методы анализа финансовой отчетности и статистических показателей. В рамках исследования подходов к выделению региональных банков используется нормативный метод, основанный на анализе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1. Практические исследования, представленные в работе, базируются на полученных ранее авторами выводах и результатах [1, 2]. Информационной базой для проведения анализа региональных банков, зарегистрированных в регионах АЗРФ, служат данные Центрального банка (ЦБ) РФ, официальных сайтов банков, аналитических порталов «Банки.ру» и «analizbankov.ru ». Результаты исследования Подходы к выделению региональных банковских структур и особенности организации их деятельности. В последние годы в научной среде и правительственных кругах активно обсуждается роль и место региональных кредитных организаций в банковской системе России. Несмотря на то что в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» данную категорию законодатель не выделил, идея выделения региональных банков в отдельный тип высказывалась ЦБ РФ неоднократно. В частности, в 2016 г. ЦБ РФ предлагал выделить региональные банки в отдельную категорию, при этом в качестве критерия отнесения кредитной организации к данному типу было предложено использовать величину активов в размере от 300 млн до 7 млрд рублей. Для таких банков предлагалось разработать специальную лицензию, которая фиксировала бы их статус, ограничивала требования к ним и определяла перечень доступных операций. В научной среде для отнесения кредитной организации к региональной используют несколько различных критериев. Наиболее часто встречаются следующие: 1) место регистрации кредитной организации (так, встречается позиция, когда в региональным банкам относят все банки, зарегистрированные вне Москвы [3], а агентство «Эксперт РА» исключает из числа региональных банков, помимо московских, банки, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях); 2) ограниченное количество регионов присутствия кредитной организации (в научной среде чаще других встречается позиция, согласно которой к региональным относят банки, деятельность которых не выходит за пределы субъекта регистрации [4]); 3) сравнительно небольшой размер (как правило, в этом случае к региональным относят малые и средние банки [5]); 4) социальная и финансовая значимость банка для определенной территории, то есть региональный банк рассматривается как специализированный банк развития отдельной территории [6, 7] (при этом данный критерий является достаточно неопределенным и не позволяет достоверно идентифицировать региональные банковские структуры). Реже в качестве критерия отнесения к региональным банкам исследователи выделяют региональный характер источников формирования капитала кредитной организации и наличие в учредителях субъектов региональных или муниципальных органов власти [8]. Следует отметить, что практика выделения региональных кредитных организаций характерна не только для РФ, но и для ведущих европейских и азиатских стран. Так, в исследованиях зарубежных авторов при выделении региональных (в зарубежной практике в качестве альтернативных понятий применяются термины «городской» или «муниципальный») банков используются такие признаки, как небольшой размер активов [9] и охват услугами определенной ограниченной территории [10]. В качестве преимуществ региональных банков по сравнению с крупными межрегиональными банками зарубежные исследователи указывают высокую эффективность в стимулировании местного экономического роста [11] и более высокую степень адаптации к различного рода кризисным явлениям [12]. Крупные зарубежные исследования подтвердили положительную роль небольших региональных и муниципальных банков для развития общей финансовой инфраструктуры в таких странах, как Германия [13], Япония [14] и Китай [15]. В научных кругах есть две противоположные точки зрения на роль и значение региональных банков в современной финансовой системе. Согласно первой точке зрения, региональные банки обладают низким уровнем конкурентоспособности, их деятельность характеризуется высокими рисками и предрасположенностью к реализации серых схем ведения работы. Функции, которые сейчас выполняют региональные банки, могут быть успешно выполнены крупными федеральными финансовыми учреждениями, поэтому процессы, связанные © Бадылевич Р. В., Вербиненко Е. А., 2022 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz