Север и рынок. 2022, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ и Китаем5. Подходы заинтересованных стран к данной теме серьезно разделились, причем не по блоковому принципу. Так, Россия, КНР или член НАТО Норвегия, выражая озабоченность ростом напряженности, подчеркивали необходимость широкого сотрудничества в регионе. Например, в последнем пока документе по норвежской арктической политике — правительственном докладе от октября 2020 г. — отмечается: «Сегодняшние Арктика и Заполярье — мирный и стабильный регион... Норвегия вкладывает значительные ресурсы в укрепление двух- и многостороннего сотрудничества с нашими северными соседями для решения общих проблем. В последние годы, однако, военно-политическое развитие осложнилось и на глобальном уровне, и в прилегающих к нам районах. Мы вынуждены с этим считаться» [10, s. 18]. Сравним эти взвешенные формулировки с оценкой правительства нейтральной Швеции, опубликовавшего с разницей всего в месяц новую редакцию национальной Стратегии для Арктического региона: «Как и в дни холодной войны, Арктика стала линией разграничения между западными странами и Россией. Швеция будет работать над сохранением и ростом вовлеченности европейских государств и ЕС в дела Северной Европы и над укреплением трансатлантической связки» (последний термин прямо заимствован из лексикона НАТО) [11, p. 23]. Жизнеспособность арктического сотрудничества поверх идейных барьеров стала вызывать сомнения [12, с. 270]. Третья принципиальная проблема связана с объективным различием интересов восьми арктических государств, имеющих статус Постоянных членов АС, и всё более широкой группы внерегиональных государств, проявляющих к Арктике живой практический интерес. Отсюда — принципиальная развилка: следует ли решать проблемы региона силами самих арктических стран или же, со ссылкой на их глобальный характер, пытаться «интернационализировать» Арктику, рассматривая ее в том или ином виде как общее достояние человечества [13; 14, p. 38]. Данная логика четко прослеживается, например, в опубликованной в 2018 г. Арктической политике Китая [15]. Вопросы, таким образом, назревали уже не один год. Значимость событий 2022 г. заключается скорее в том, что за истекшие месяцы все три развилки были в известном отношении пройдены. Страны Запада — семь из восьми Постоянных членов АС — 3 марта 2022 г. «поставили на паузу» участие в работе АС (где сейчас председательствует Россия) и Баренцевом/Евроарктическом регионе, заморозили связи по линии коренных народов6. В ходе последовавших крупных международных форумов — апрельской «Арктической встречи» (Arctic Encounter) на Аляске и майских «Арктических рубежей» (Arctic Frontiers) в норвежском Тромсё — главной темой для обсуждения экспертов и политиков стало выстраивание сотрудничества без участия России, в информационное поле был даже вброшен новый термин «формат А7». В результате 8 июня министры иностранных дел семи стран заявили об «ограниченном возобновлении» своей работы в рамках АС — только по ранее начатым проектам без участия нашей страны7. Тем самым мировое Заполярье было в полной мере включено Западом в сферу глухого противостояния, невзирая на практическую безнадежность попыток решения общерегиональных проблем в обход крупнейшего арктического государства, занимающего почти половину побережья Северного Ледовитого океана. Здесь, безусловно, возможны свои нюансы — Норвегия, например, не отказывается от крайне важного для нее двустороннего сотрудничества по вопросам рыболовства в Баренцевом море, существующего с 1970-х гг. — но общая тенденция задана четко. В этом же контексте следует воспринимать планы вступления Швеции и Финляндии в НАТО (на момент написания статьи соответствующие протоколы подписаны, но еще не ратифицированы всеми сторонами). Хотя основные военно-политические интересы двух стран, особенно Швеции, сосредоточены на Балтике, вполне очевидно, что их членство вАльянсе, равно как и недавняя активизация в Скандинавии руководимого Великобританий Объединенного экспедиционного корпуса, будет объективно осложнять обстановку в Арктике. Исключив из своих дискуссий главного сторонника освоения Заполярья, западные страны принялись активнее продвигать в нем «зеленую повестку». Расчет при этом (как и в целом в нынешней политике Запада) делается на «политические изменения» внутри России, чтобы та в итоге вернулась в западное сообщество уже на иных, определенных им условиях. 5Johnson S., Wroughton L. Pompeo: Russia is 'aggressive' in Arctic, China's work there also needs watching. URL: https://www.arctictoday.com/pompeo-russia-is-aggressive-in-arctic- chinas-work-there-also-needs-watching (датаобращения: 18.06.2022). 6Joint Statement onArcticCouncil Cooperation FollowingRussia's Invasion of Ukraine, March 3, 2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement- on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-of-ukraine/ (дата © Салыгин В. И., Криворотов А. К., 2022 обращения: 12.03.2022); В МИД сообщили о последствиях заморозки работы Арктического совета. URL: https://ria.ru/20220520/mid- 1789662641.html (дата обращения: 22.05.2022). 7Joint Statement on Limited ResumptionofArctic Council Cooperation, June 8, 2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-limited-resumption- of-arctic-council-cooperation/(датаобращения: 10.06.2022). 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz