Север и рынок. 2022, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 3, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ традиционно не составляли единого хозяйственного целого. Высокая милитаризация Севера в ХХ в. лишь усугубляла эту разобщенность. Ситуация стала, однако, быстро меняться с 1990-х гг., с началом либеральной глобализации. Северные регионы и коренные жители оказались во многом обойдены вниманием своих правительств, зато в результате падения идеологических и тарифных барьеров они стали налаживать широкие горизонтальные связи. Материальной основой этого послужило бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно широкополосного Интернета. Заполярье покрылось сетью многосторонних структур, среди них выделяется универсальная межправительственная организация — созданный в 1996 г. Арктический совет (АС). Рост внимания политиков и нефтяных компаний к Северу начиная с середины первого десятилетия XXI в. придал процессу дополнительный импульс. Из заснеженной глобальной окраины Арктика стала на глазах превращаться в новый, динамичный и достаточно целостный, макрорегион мировой политики и экономики. Результаты исследования. Глобальная Арктика: выбор траектории развития Как отмечалось в работе [7, с. 22], в последние годы состояние мировой Арктики было в известном смысле переходным: в результате динамичного развития в регионе и вокруг него накапливались объективные противоречия, отражающие более широкие общемировые изменения. К началу нынешнего десятилетия эти противоречия отлились в достаточно жесткие идеологизированные дискуссии минимум по трем принципиальным проблемам. Первая, тесно связанная с глобальной климатической повесткой, касается места человека в Арктике. В мире на этот счет сложилось два принципиальных подхода. Один базируется на абсолютизации таких аспектов, как уникальный характер региона, защита его уязвимой природы и традиционной культуры северян, под которыми де-факто подразумеваются почти исключительно коренные жители. Отсюда вывод о желательности сократить присутствие «белого» человека в Арктике до необходимого минимума — что, помимо прочего, в качестве побочного эффекта усилит милитаризацию региона (поскольку военное присутствие в этот минимум «по умолчанию» входит). Активные сторонники такого подхода — правительства Канады, Швеции, правящий кабинет Гренландии, Демократическая партия в США (достаточно вспомнить заявления, подписанные в 2016 г. президентом Б. Обамой с лидерами Канады и стран Северной Европы3), мировые экологические некоммерческие организации (НКО) типа «Гринписа». В 2020 г. к ним присоединились крупнейшие банки, отказываясь открывать финансирование американским нефтяникам на Аляске4. Другой подход строится на понимании, что несомненно важная охрана арктической природы вполне может сочетаться с разумным, устойчивым освоением региона. Главными факторами успеха при этом являются опора на современные природосберегающие технологии, строгий экологический контроль, воспитание у людей сознательного отношения к Арктике [8]. Таких взглядов придерживаются Россия, Финляндия, Норвегия, Исландия, республиканцы в США, администрации северных регионов, многие промышленные компании. Очевидно, что победа того или иного подхода способна оказать долгосрочное влияние на весь ход экономического развития мировой Арктики. Следует, однако, подчеркнуть неизбежность ее глубокого технического переоснащения аналогично первой трети ХХ в., когда новый технологический уклад изменил всю жизнь Севера, привнеся в нее пароходы, железные дороги, авиацию и радиосвязь. Вторая проблема — целевой образ региона: воспринимать ли Арктику как арену международного сотрудничества или конфронтации, что стало весьма актуально в свете ползучей деглобализации, резко подстёгнутой кризисом отношений России с Западом, курсом США на глобальное сдерживание Китайской Народной Республики (КНР) и мировой пандемией коронавируса. Сотрудничество в Арктике успешно развивалось даже в этих условиях, породив известную теорию «арктической исключительности» [9]. В частности, за последние годы был создан Форум береговых охран арктических стран, подписаны многосторонние соглашения о запрете рыбного промысла в центральном районе Северного Ледовитого океана и о научном сотрудничестве в Арктике. Тем не менее, начиная с известной речи Госсекретаря М. Помпео «на полях» Министерской встречи АС в Рованиеми (Финляндия) в мае 2019 г., США официально распространили на Арктику логику своего глобального противостояния с Россией 3U. S.-Canada Joint Statement on Climate, Energy, and Arctic Leadership, March 10, 2016. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press- office/2016/03/10/us-canada-joint-statement-climate-energy-and-arctic- leadership(датаобращения: 08.05.2022); U. S.-NordicLeaders' SummitJoint Statement, May 13, 2016. URL: https://www.obamawhitehouse.gov/the- press-office/2016/05/13/us-nordic-leaders-summit-joint-statement (дата обращения: 08.05.2022). 4Drill music// Economist. 2020. 22August. P. 34. © Салыгин В. И., Криворотов А. К., 2022 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz