Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022 , no. 2 , pp. 97-106. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ business in the Arctic, which ensures the formation of a cargo base and an increase in the load on the Northern Sea Route. The first part of the study is devoted to the definition of special conditions for the implementation of projects in the Arctic region which determine the need for special tax regulation. The second part of the discussion considers the transformation of tax regulation of Arctic oil and gas projects in terms of mineral extraction tax and export duty. The study allows us to conclude that the state, being one of the key stakeholders, introduces tax incentives and creates favorable conditions for companies, taking on the risks of losing tax revenue. However, this approach opens up access to the oil and gas reserves of the Arctic region, the extraction of which was previously economically inefficient. Keywords: region, Arctic, taxes, oil and gas business, Northern Sea Route Acknowledgments: the publication is based on the results of the state assignment on the topic of the research of the Lusin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Science work АААА-А18-118051590119-7 "Scientific and applied foundations for sustainable development and modernization of maritime activities in the Western part of the Arctic zone of the Russian Federation". For citation: Ivanova M. V. Institutional aspects of tax regulation of Arctic oil and gas projects. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 97-106. doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.008 Введение Арктический регион России представляет собой перспективное экономическое пространство для нефтегазовой промышленности, что во многом связано с тенденцией истощения традиционных источников углеводородов, вследствие чего, соответственно, происходит смещение области разведки и освоения месторождений в сторону морей и океанов Арктического бассейна [1]. По оценкам экспертов, в Арктике сосредоточено около 25 % мировых запасов углеводородов, одновременно более 80 % перспективных арктических ресурсов находятся на шельфе, что сопряжено с техническими и законодательными рисками. Технические обусловлены суровыми климатическими условиями, особенностями экологической обстановки и небольшим опытом разработки месторождений на арктических территориях. Правомерно предположить, что эти риски определяют и особенности законодательного регулирования вопросов освоения арктических месторождений. Так, в части налогового регулирования применение единых подходов к освоению «арктических» и «традиционных» месторождений сделало бы арктические проекты менее эффективными или неэффективными. Более того, арктические нефтегазовые проекты и перспективы организации минерально-сырьевых центров, заявленные в Стратегии пространственного развития России, определяют развитие Северного морского пути (СМП), поскольку формирование грузовой базы и рост загрузки СМП в большей степени обусловлены перевозкой сырьевых ресурсов / товаров. Так, по оценкам экспертов, внутреннее судоходство является доминирующим видом судоходства на СМП и составляет 76-92 % всех рейсов за период с 2010 г. по настоящее время [2]. Большая часть грузов, перевозимых по СМП, относится к отечественным грузам, в основном экспортным и каботажным. По данным госкорпорации «Росатом», в 2020 г. объем грузов составил 32,97 млн т, а по состоянию на декабрь 2021 г. — более 33,5 млн т. Несмотря на условия пандемии и опасения ряда экспертов о возможностях невыполнения целевых показателей, реализация инвестиционных нефтегазовых проектов позволила существенно увеличить объем грузоперевозок. Основу грузопотока обеспечили нефтегазовые проекты: нефть и нефтепродукты— 7,7 млн т, сжиженный природный газ и газоконцентрат — 19,6 млн т. Угля было перевезено 221,5 тыс. т, рудоконцентрата — 47,7 тыс. т., прочие грузы в общем грузопотоке составили более 4 млн т.1 Данные тенденции свидетельствуют о том, что организация экономического пространства арктического региона России представляет собой систему взаимодействия и взаимовлияния экономических акторов и институтов вокруг региональной системы коммуникаций, поскольку именно коммуникации играют ведущую роль в процессе организации региональных рынков и при освоении регионального пространства как системного целого [3-4]. Эффективность реализации арктических проектов зависит, с одной стороны, от рациональности регулирования, с другой, — от возможности государства по обеспечению всей совокупности общественных благ, связанных с содержательными возможностями бизнеса. Поэтому вопросы формирования качественной институциональной среды для экономики в целом и в частности в сфере налоговой политики особенно актуальны. Фактически, сущность налогового регулирования проявляется в стимулировании или ограничении процессов производства, когда налоги могут стимулировать инновационные процессы, косвенно влиять на объемы производства товаров и услуг. Таким образом, государственное регулирование в части обеспечения инвестиционной привлекательности арктических проектов является необходимой мерой. По мнению большинства экспертов «развивать Арктику без участия государства невозможно». При этом надо учитывать, что, несмотря на льготное налогообложение, доходы от нефтегазовой отрасли превалируют в структуре доходов федерального бюджета (рис. 1). 1 Северный морской путь поставил рекорды по перевозкам. URL: https://www.ng.ru/economics/2021-12-17/100_183017122021.html (дата обращения: 01.02.2022). © Иванова М. В., 2022 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz