Север и рынок. 2022, № 2.
ЭКОНОМИКА СЕВЕРА ИАРКТИКИ РОССИИ ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Научная статья УДК 336.02: 622.276(985) doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.008 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРКТИЧЕСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ Иванова Медея Владимировна Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, mv.ivanova@ksc.ru, ORCID0000-0002-6091-8804 Аннотация. В статье представлены вопросы налогового регулирования, направленного на реализацию нефтегазовых проектов в арктическом регионе России. Последние десятилетия нефтегазовые доходы занимают доминирующее положение в доходах государственного бюджета и, соответственно, в экономике страны. Фискальная политика фактически стала одним из основных регуляторов поддержки и развития данной отрасли. Современные тенденции смещения области разведки и освоения месторождений в сторону морей и океанов Арктического бассейна сталкиваются с новыми вызовами. Существенные различия условий освоения «арктических» и «традиционных» месторождений требуют дифференцированного подхода к налоговому регулированию, которое должно стимулировать инвестиционную деятельность в Арктике и способствовать повышению эффективности нефтегазовых проектов в данном регионе. Исследование построено на элементах функционалистского институционального подхода к формированию налоговых отношений, налогового регулирования между государством и бизнесом, представляющим основных арктических игроков. Функционалистский подход предполагает, что институты отражают интересы своих создателей, смена интересов или условий ведет к трансформации института, о чем свидетельствует перманентное изменение правил налогового регулирования в области добычи, производства и реализации продукции нефтегазовой отрасли. Первая часть посвящена определению особых условий реализации проектов в арктическом регионе, которые определяют необходимость особого налогового регулирования, вторая рассматривает трансформацию налогового регулирования арктических нефтегазовых проектов в части налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что государство, являясь одним из ключевых интересантов, вводит налоговые льготы и создает выгодные условия для компаний, принимая на себя риски потерь налоговых поступлений в бюджет. Однако такой подход открывает доступ к запасам нефти и газа арктического региона, извлечение которых ранее было экономически неэффективно. Ключевые слова: регион, Арктика, институты, налоговое регулирование, нефтегазовый бизнес, Северный морской путь Благодарности: публикация базируется на результатах выполнения государственного задания Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения научно-исследовательских работ Института экономических проблем имени Г. П. Лузина по теме АААА-А18-118051590119-7 «Научные и прикладные основы устойчивого развития имодернизации морехозяйственной деятельности взападной части Арктической зоны Российской Федерации». Для цитирования: Иванова М. В. Институциональные аспекты налогового регулирования арктических нефтегазовых проектов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.008 ECONOMY OF THE NORTH AND THE ARCTIC OF RUSSIA Original article INSTITUTIONAL ASPECTS OF TAX REGULATION OF ARCTIC OIL AND GAS PROJECTS Mеdeya V. Ivanova Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia mv.ivanova@ksc.ru, ORCID 0000-0002-6091-8804 Abstract. The article presents the issues of tax regulation connected to the implementation of oil and gas projects in the Arctic region of Russia. Over the past decades, revenue from oil and gas have dominated the state budget and, as a following, the country's economy. Fiscal policy has evidently become one of the main regulators of support and development of this industry. Currently, the mineral extraction tax, export duty and additional income tax have become the main types of payments for the use of subsoil. Current trends of exploration and development of deposits have shifted towards the seas and oceans of the Arctic basin and facing new technical and legislative challenges. Significant differences in the conditions for the development of "Arctic" and "traditional" fields require a differentiated approach to tax regulation, in order to stimulate investment activity in the Arctic and improve the efficiency of oil and gas projects in the region. The study is built on elements of a functionalist institutional approach to the formation of tax relations and regulations between the state and businesses, representing the main Arctic players. The functionalist approach assumes that institutions reflect the interests of their creators. Any change in interests or conditions leads to the transformation of the institution, as evidenced by the permanent change in the rules of tax regulation in the fields of production and realization of oil and gas products. The purpose of the study was to monitor the tax regulation related to the development of the oil and gas СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022 , no. 2 , pp. 97-106. © Иванова М. В., 2022 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz