Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА добровольное решение, которое зависит от экономической стабильности предприятия. Кроме того, нестабильная ситуация на глобальном рынке углеводородного сырья может привести к оптимизации финансовых расходов и, соответственно, сокращению обязательств по социально-экономическим соглашениям [32]. Заключение Последнее десятилетие активное промышленное освоение углеводородного сырья на севере Иркутской области меняет структуру экономики районов присутствия, что отражено также в стратегиях их социально-экономического развития, где нефтегазовая отрасль является одним из ключевых драйверов развития. В то же время есть понимание, что устойчивое долгосрочное развитие сложно обеспечить ориентацией исключительно на сырьевые ресурсы и необходимо повышать уровень диверсифицированности местной экономики, способствуя при этом росту качества жизни местного населения. В этом отношении особую роль имеет административное управление муниципального и локального уровней, располагающих более полной информацией об актуальных проблемах организации жизнедеятельности на местах и их причинно-следственных связях. Одним из показателей устойчивости развития местной экономики является способность формировать самостоятельный бюджет в долгосрочной перспективе. Проведенное исследование показало, что, несмотря на активное развитие нефтегазодобывающей деятельности в изучаемых районах, безвозмездные поступления, хотя и снижаются, но все еще составляют существенную часть доходов бюджетов муниципальных образований и их поселений. Исключением являются отдельные поселения, где основным источником доходов местного бюджета является НДФЛ благодаря активному присутствию на территории нефтегазодобывающей отрасли. Однако высокая зависимость от одной отрасли экономики не отвечает принципам устойчивого развития тем более, когда при этом оказывается большая нагрузка на природную среду. Таким образом, в районах исследования административное управление в условиях промышленного освоения природных ресурсов имеет ряд особенностей, актуальных в контексте устойчивого развития. Во-первых, с одной стороны это преимущества развития за счет роста доходов бюджета в виде налогов и платежей от новых экономических резидентов, плюс возможности дополнительной поддержки в рамках социально-экономических соглашений и устных договоренностей между администрациями и компаниями, но, с другой, - - усиление зависимости от функционирования одной отрасли экономики и ее поддержка, в том числе этому способствует и политика корпоративной социальной ответственности [32]. Явления, близкие к такому понятию, как «ресурсное проклятье» [33], наблюдаются и в исследуемых районах. В настоящее время в России в целом назрела острая необходимость реализации шагов по регуляции промышленного освоения территорий Севера, которые будут способствовать устойчивости их развития [13, 34]. Во-вторых, скорость принятия административных решений не соответствует скорости трансформаций социально-экономической и природной среды, вызванных промышленным освоением территории. Динамично развивающаяся отрасль промышленности опережает возможности адаптации и эффективной реакции местной экономики и общества к новым условиям. В-третьих, это несовершенства законодательной базы, ограничивающие получение максимального эффекта на местах от промышленного освоения природных ресурсов: перераспределение значительной части налогов в бюджетные системы вышестоящих уровней [2, 10, 15]; отсутствие четких юридических рамок, регулирующих взаимодействие между компаниями и местными сообществами; пробелы в законодательной и институциональной базах по учету «северности», труднодоступности и малонаселенности территории. Другие проблемы такие, как острый дефицит кадров или адаптация типовых проектов местным условиям являются широко распространенными, но в условиях нового промышленного освоения Севера, трансформирующего социально-экономическую среду, и ограниченности местных ресурсов становятся особо актуальными. Выражаю благодарность за оказанное содействие при проведении полевых работ по проекту администрациям Киренского, Катангского и Усть-Кутского районов и входящим в их состав поселений, а также всем местным жителям, принявшим участие в исследовании. Список источников 1. Лаженцев В. Н. Север России: вопросы пространственного и территориального развития. Сыктывкар: ИСЭиЭПС / Коми научный центр УрО РАН. 2015. 176 с. 2. Захарчук Е. А. Влияние промышленного освоения арктических территорий на финансовое развитие муниципальных образований // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 1 (65). 6501. DOI:10.24412/1999-2645-2021-165-1 3. Победоносцева В. В., Победоносцева Г. М. Особенности экономического развития северных территорий России в условиях глобализации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 5. С. 180-189. DOI:10.25702/KSC.2220-802X.5.2018.61. 180-189 4. Логинов В. Г. Социально-экономическая оценка развития природно-ресурсных районов Севера. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. 311 с. © Красноштанова Н. Е., 2022 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz