Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА сейчас, что в детском саду, что в школе, что у нас в администрации, действительно, голод — нехватка специалистов» (представитель местной администрации, Усть-Кутский район). Наиболее остро проблема нехватки кадров стоит для социальных организаций, однако все больше с этой проблемой сталкиваются и административные учреждения. Отсутствие специалистов и квалифицированных кадров в управляющих структурах - - проблема долгосрочного социально-экономического развития муниципалитетов, так как от этого зависит качество подготовки программ и стратегий развития территорий и контроль за их исполнением [26]. Проблема дефицита кадров поднималась в интервью с представителями всех категорий местного населения с различных позиций: административного управления, организации образовательной и культурно­ просветительской деятельности, медицинского обслуживания, функционирования коммунальных и дорожных служб и т. д. В том числе это одна из распространенных причин миграционного оттока населения из поселений с проблемами квалифицированных кадров в образовательной сфере и медицинского обслуживания. Наличие проблемы дефицита кадров в исследуемых муниципалитетах отметили 95 % респондентов. 4. В рамках реализации региональных и федеральных программ для улучшения социально-экономических условий в отдаленных населенных пунктах привлекаются проектные организации, специализирующиеся по этим вопросам в регионе. Однако в районах исследования распространенной стала проблема применения типовых проектов зданий и сооружений, разработанных для районов с более мягкими климатическими условиями, с иными транспортно-географическими и эксплуатационными характеристиками. В итоге, вместе с новым объектом из-за этих недочетов местные организации и администрации поселений получают новые проблемы по их эксплуатации. При этом даже при наличии собственных ресурсов оперативность устранения этих проблем часто выходит за рамки полномочий местных управляющих структур: «Там по проекту пластиковые двери, а их в наши морозы ведет, там такие щели, и там у них очень холодно в морозы... а чтобы это поменять, надо чтобы проектировщики внесли изменения в проект, это социальная сфера, а по полномочиям социальная сфера к нам не относится, это уровень района и выше, только у них рычаги влияния » (представитель местной администрации). Эта проблема актуальна для поселений, где подобные проекты были реализованы. В ряде муниципалитетов, где еще ведутся проектные работы по строительству новых социальных объектов, стараются изучать опыт соседей и коллег, чтобы избежать тех просчетов, с которыми уже столкнулись первые. По результатам полевых исследований отмечено, что в 5 из 9 случаев при проектировании и строительстве новых объектов были пропущены некоторые природно-климатические, транспортно-географические и инфраструктурные особенности поселений, из-за чего возникли сложности при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. 5. Важный аспект административного управления в районах исследования, непосредственно связанный с промышленным освоением территории, - ­ выстраивание отношений между местными администрациями и компаниями, осуществляющими деятельность на их территории. Углеводородное сырье и лесные ресурсы - - это федеральная собственность, поэтому рычагов влияния у местных администраций на процессы их промышленного освоения нет, лучший вариант - - адаптироваться в новых условиях для получения максимальной выгоды от реализации промышленных проектов, минимизируя отрицательные последствия для территории. В нормативном плане эта сфера отношений на региональном уровне не имеет системного характера [31, с. 31]. Поэтому в каждом регионе и даже районе механизмы работы с промышленными компаниями различаются. Наиболее отлажены механизмы взаимодействия с крупными компаниями, которые ведут политику корпоративной социальной ответственности: с началом работ на территории они заключают с местными администрациями договора социально-экономического сотрудничества. В других случаях проводятся специальные организационно-административные работы для установления контактов. В исследуемых районах широко представлено социально­ экономическое сотрудничество с разными категориями компаний. Как правило, компании нефтегазовой отрасли охотно идут на контакты, но в зависимости от административного уровня выстраиваются разные типы отношений, чем локальнее уровень, тем более неформальной может быть форма соглашения: «С геофизиками попроще, они получается, вот рядом, можно приехать к ним в партию и обговорить напрямую все условия, проблемы озвучить, договориться» (представитель местной администрации, Катангский район). «ИНК нам конкретно помогают, они через район собирают заявки. Много что уже сделали: окна поменяли, ремонты в организациях делают, компьютерное оборудование покупали...» (представитель местной администрации, Усть-Кутский район). Из числа респондентов, представляющих местные администрации, наличие различных форм сотрудничества с промышленными компаниями отметили 86 %, из них о возникающих проблемах ведениядиалога сообщили 60 %. Таким образом, с одной стороны, присутствие социально-ответственных промышленных компаний на территории дает дополнительные преимущества для социально-экономического развития поселений, но, с другой, не все компании идут на диалог, так как это их © Красноштанова Н. Е., 2022 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz