Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Рис. 7. Структура доходов бюджета Преображенского сельского поселения Катангского района. (Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=256164282011201220 132014201520162017201820192020 (дата обращения: 15.04.2022)). 2. Проблемы адаптации отдаленных северных поселений к меняющимся законодательным рамкам: «Как тут можно выжить в современных законодательных рамках? Не под деревню законы сделаны, тем более такую отдаленную » (представитель местной администрации, Киренский район). Во время интервью в разных муниципалитетах было озвучено множество парадоксальных ситуаций, с которыми сталкиваются местные жители и администрации. Например, касающиеся вопросов сбора и утилизации бытовых отходов согласно новой мусорной реформе, как это возможно организовать, когда ближайший оператор находится на удалении в сотнях километров. Или проблема обеспечения дровами для личных нужд. Лес вокруг многих поселков попал в арендную базу промышленных компаний, поэтому отведение делян для заготовки дров стало невозможным вблизи этих населенных пунктов: «Нонсенс! Живем возле леса, а дров нет!» (местный житель, Киренский район). Взамен местным жителям предлагаются деляны в труднодоступных и удаленных местах, что в условиях транспортной ограниченности делает невозможным использовать эти предложения. В более выигрышной ситуации оказываются населенные пункты, где есть малые лесозаготавливающие предприятия, которые в рамках своей деятельности обеспечивают местное население дровами. Помимо этих примеров, есть ряд других, когда предлагаемые федеральные и региональные законы не учитывают особенности социально-экономического положения удаленных северных поселков и тогда их цели, направленные на повышение качества жизни населения, превращаются в новые ограничения и проблемы, стоящие перед местными жителями. Проблема соответствия текущим законодательным рамкам по разным вопросам в условиях удаленности, труднодоступности и малочисленности северных поселений озвучивалась в интервью с представителями не только местных администраций, но также различных социальных организаций, представителями малого бизнеса, охотников и рыбаков и др. В общей сложности эта проблема была озвучена 72 % респондентов. 3. Для ряда поселений исследуемых районов хорошей возможностью для поддержания социально экономических условий стали различные федеральные и региональные программы и национальные проекты: «Живем только программами, а без них бюджета не хватит » (представитель местной администрации, Киренский район). Например, в поселениях Киренского района за последние годы реализовано много проектов в рамках федеральной программы комплексного развития сельских территорий. Однако не все северные муниципалитеты могут легко включаться в них: «У нас много проблем, связанных с реализацией различных программ, есть те, которые обязывают выполнять, составить полноценно и квалифицированно не можем эти программы и исполнить их не можем по причине дефицита специалистов, из-за этого же не можем войти в областные программы » (представитель местной администрации, Катангский район). С этим обстоятельством связана острая проблема северных территорий — дефицит кадров или кадровый «голод»: «Кадровый голод у нас! Отсутствие не только квалифицированных специалистов, но и неквалифицированных » (представитель местной администрации, Киренский район). «Про кадровый голод, можно сказать не то слово "голод" — это страшно что! У нас © Красноштанова Н. Е., 2022 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz