Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА южной и юго-восточной части. Промышленное освоение углеводородного сырья в районе началось после запуска нефтепровода ВСТО. В настоящее время наряду с промышленной эксплуатацией месторождений углеводородов на территории муниципального образования продолжаются активные геологоразведочные работы, которые продвигаются все дальше на север. Структура административного управления района представлена 4 сельскими поселениями, каждое из которых имеет свои особенности экономико-географического положения и разную степень влияния промышленных работ. Активные работы по добыче углеводородов ведутся в Преображенском и Непском муниципальных образованиях, в остальных представлены преимущественно геологоразведочными работами. Вклад налоговых и неналоговых доходов в структуре районного бюджета значительно выше, чем в Киренском и Усть-Кутском районах и последние годы держится на уровне 50 % (рис. 6). Почти половину этих доходов составляет налог НДФЛ, что обусловлено активным развитием нефтегазодобывающей отрасли в районе, слабой диверсификацией экономки и малочисленностью населения. При этом вовлеченность местных жителей в промышленные работы низкая. Месторождения обслуживаются вахтовым методом, а численность вахтовиков только по разделу добыча полезных ископаемых превышает общую численность населения района16. Структура доходов Преображенского муниципального образования, где с конца 2009 г. ведется промышленная добыча нефти, представлена более чем на 80 % НДФЛ (рис. 7). При этом доходы бюджета стабильно остаются в пределах 30-35 млн руб. Здесь складывается аналогичная ситуация, как и в Верхнемарковском поселении Усть-Кутского района. Таким образом, на фоне активного развития нефтегазодобывающей промышленности, трансформирующей структуру экономики региона и территорий присутствия, данные по формированию доходной части бюджета по всем исследуемым районам показывают незначительное сокращение доли безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, хотя при этом трансферты в форме дотаций практически прекращены. Высокую самодостаточность демонстрируют бюджеты малонаселенных муниципальных образований первого уровня, где ведутся непосредственные работы по добыче углеводородов. Вместе с тем бюджеты этих поселений становятся чувствительными к флуктуациям на глобальном рынке углеводородов, что в условиях геополитической и экономической нестабильности не соответствует 16 Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=2561600020202021 (дата обращения: 15.04.2022). принципам устойчивого развития. Самодостаточность бюджетов этих поселений не означает возможности для решения всех насущных социально-экономических проблем, так как часто проблемы, с которыми сталкиваются жители отдаленных северных поселений выходят за рамки полномочий местных администраций. Далее рассмотрим с какими проблемами сталкиваются местные органы власти на севере Иркутской области. Проблемы социально-экономического развития территорий нового промышленного освоения Проведенные исследования и анализ качественных и количественных данных позволяют выделить ряд проблем, ограничивающих социально-экономическое развитие территорий севера Иркутской области. 1. Развитие нефтегазодобывающей отрасли при всем своем экономическом эффекте мало снижает зависимость местных бюджетов от вышестоящих бюджетных систем, при этом способность формировать собственную доходную базу в долгосрочной перспективе - - один из ключевых показателей для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию. Данная ситуация возникает, с одной стороны, из-за ограниченности налогооблагаемой базы и проблем формирования доходной части местных бюджетов, с другой, - - это недостаточный учет специфики нефтегазодобывающих районов Севера, в том числе их слабая заселенность, суровые природно-климатические условия и отдаленность [10]. Поэтому даже для отдельных поселений, где доходная часть бюджета успешно покрывается налоговыми отчислениями промышленных компаний, решение жизненно важных проблем, связанных с транспортным обеспечением [30], или вопросы снабжения продовольственными и непродовольственными товарами и т.д. остаются за пределами полномочий местных администраций: «Нам согласно 131 закона, очень мало полномочий дали... А если что-то и решишь доброе сделать — прокурор сразу на место поставит, и думать забудешь» (представитель администрации сельского поселения). «Получается, что эти вопросы в компетенции района и региона, а у них там таких территорий как наша полно, и без нас хватает забот, поэтому и остаемся тут с нашими проблемами » (представитель администрации сельского поселения). Тема распределения полномочий часто поднималась в ходе интервью с представителями местных администраций. Из общего количества представителей управляющих органов поселений, составляющих 25 % в общей выборке респондентов, эту проблему отметили 67 %. © Красноштанова Н. Е., 2022 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz