Север и рынок. 2022, № 2.

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ For citation: Yudin S. S., Cherepovitsyn A. E. Partnership between government and business to ensure the economic sustainability of complex industrial oil and gas systems in the Arctic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 7-18. doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.001 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 7-18. Введение Освоение нефтегазовых ресурсов Арктики долгие годы вызывает оживленные дискуссии на уровне государств, участников энергетического рынка и научного сообщества. Проявление интереса к уникальному по объему запасов арктическому углеводородному потенциалу обусловлено ухудшением состояния ресурсной базы традиционных регионов добычи. К 2035 г., согласно оценкам экспертов, до 60 % добычи нефти и газа переместится из действующих провинций на месторождения, которые сегодня не обозначены на карте1. Арктическая зона рассматривается как наиболее перспективный регион, способный стать основным источником углеводородов как для России, так и для мирового рынка в целом. Однако добыча за полярным кругом — это не только значительные возможности, прежде всего это важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового сектора России. Значительная часть арктических активов характеризуется низкой степенью изученности и значительной удаленностью от объектов транспортной и нефтегазовой инфраструктуры. Арктические нефтегазовые проекты, в особенности морские, требуют непрерывного инновационного обновления, обладают высокими экономическими и экологическими рисками, чувствительны к изменениям ценовой конъюнктуры на мировом рынке углеводородов. Кроме того, широко обсуждается целесообразность разработки арктических месторождений на фоне актуализации климатической повестки и развития углеродно-нейтральной экономики. Крупнейшие международные кредитные организации отказываются от финансирования проектов по добыче нефти и газа в Арктике, импортеры стремятся к диверсификации поставок и отдают предпочтение экологически чистым источникам энергии. Решение актуальных производственных задач за полярным кругом в турбулентных внешних условиях, поиск ответов на глобальные вызовы требует объединения ресурсов, опыта и компетенций государства и участников нефтегазового рынка. В табл. 1 систематизированы ключевые тенденции развития мировой энергетической системы и факторы, определяющие необходимость формирования стратегических партнерств в арктическом нефтегазовом комплексе. Целью предлагаемого исследования является выявление ключевых направлений формирования и 1 Еще не открытые месторождения обеспечат до 60 % добычи нефти и газа в РФ к 2035 г. URL: https://oilcapital.ru/news/markets/12-09- 2017/esche-ne-otkrytye-mestorozhdeniya-obespechat-do-60-dobychi-nefti- i-gaza-v-rf-k-2035-godu (дата обращения: 02.03.2022). развития партнерств государства и бизнеса для обеспечения экономической устойчивости промышленных нефтегазовых систем в Арктике. Для ее достижения решаются следующие исследовательские задачи: 1) изучение целевых государственных ориентиров развития промышленных нефтегазовых систем в Арктике; 2) анализ действующих форм взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса при реализации арктического нефтегазового сектора; 3) определение перспектив развития стратегических партнерств для обеспечения устойчивости промышленных нефтегазовых систем в Арктике. Роль стратегических партнерств государства и бизнеса при освоении нефтегазовых ресурсов Арктики Сегодня Россия определяет высокую роль арктического нефтегазового потенциала для стабильности национальной экономики и обеспечения энергетической безопасности страны как на законодательном уровне, так и в рамках государственного регулирования. Положения документа стратегического планирования «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»2 относят развитие промышленных систем нефтегазодобычи, в том числе за счет государственных инвестиций, к первостепенным задачам экономического развития макрорегиона. При этом отмечается приоритетность экологической безопасности и рационального недропользования при интенсификации нефтегазодобычи за полярным кругом. «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»3 прогнозируется увеличение более чем на 8 % доли арктической нефти в суммарном объеме нефтедобычи в стране, десятикратное увеличение объема производства сжиженного природного газа (СПГ), сохранение стабильного уровня добычи природного газа. Реализация «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»4 предполагает расширение производственно-логистической инфраструктуры 2 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/ (дата обращения: 17.03.2022). 3Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 25.03.2022). 4Энергетическая стратегия Российской Федерации на периоддо 2035 года. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 25.03.2022). © Юдин С. С., Череповицын А. Е., 2022 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz