Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ И АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА значение в функционировании ряда поселений Киренского района и соседних территорий. Из аэропорта Киренск выполняются пассажирские вертолетные рейсы в Катангский район и чартерные вертолетные рейсы для обслуживания промышленных работ на севере региона. Сообщение с региональным центром осуществляется самолетами АН-24. В настоящее время структуру экономики района определяют 3 основные отрасли: транспорт и связь, нефтегазовая и лесная промышленности. Также немаловажное значение в социально-экономическом развитии Киренского района имеют сферы торговли и сельского хозяйства. Численность населения района — 17018 чел.12, из них порядка 65 % проживает в Киренском городском поселении. Так же, как и в соседних районах, сохраняется динамика сокращения населения за счет миграционного оттока и естественной убыли. В административном плане район представлен 9 поселениями, из которых 2 городских и 7 сельских, несколько населенных пунктов располагаются на межселенных территориях. Промышленное освоение углеводородного сырья ведется в границах Киренского городского поселения на Дулисьминском и Западно-Аянском нефтегазоконденсатных месторождениях. Согласно статистическим данным формирование доходов бюджета района в большей степени, чем в соседнем Усть-Кутском муниципальном образовании, зависит от безвозмездных поступлений из других бюджетов РФ (рис. 4). Доля безвозмездных поступлений варьирует в диапазоне 60-80 %. Нефтегазодобывающая промышленность в районе представлена не так масштабно, как в соседних, объемы извлекаемого сырья здесь значительно меньше. Так как добыча углеводородов ведется только в границах Киренского городского поселения с большей численностью населения и высокой диверсификацией экономки по сравнению с соседними сельскими поселениями, влияние промышленной деятельности на налоговые и неналоговые доходы муниципального образования здесь менее выражено (рис. 5). Реализация проекта строительства нефтепровода ВСТО в конце 2000-х гг. на территории Киренского муниципалитета отразилась на доходах бюджетов ряда поселений по маршруту трубы, но это имело эффект только в период строительства. После ввода в эксплуатацию дополнительные доходы стали получать только те поселения, где расположены нефтеперекачивающие станции НПС (всего 2 в районе). В настоящее время идет строительство газопровода «Сила Сибири». Экономические эффекты менее 12 Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/script5/db_inet2/passport/table.aspx?opt=256200002021 (дата обращения: 25.02.2022). выражены, во многом по причине большей изолированности от местных материальных и трудовых ресурсов. Сказывается также влияние пандемии COVID-19, из-за которой промышленные компании организуют деятельность с минимизацией сторонних контактов. Сравнение социально-экономических эффектов строительства этих двух трубопроводов часто звучало во время интервью с местными жителями, в том числе предприниматели отмечали низкий спрос на местные услуги сегодня: «Когда первую трубу строили, мы больше зарабатывали, заказов в разы больше было, мы только успевали машины отправлять. А сейчас у них все свое, машины свои, народ сами завозят, сейчас мимо города много уходит» (предприниматель, Киренский район). В результате, пока реализация промышленных проектов на уровне поселений в районе приносит точечные или краткосрочные эффекты, а в условиях пандемии усиливаются процессы создания «хозяйственных анклавов» при промышленном освоении территорий. Катангский район. Севернее Усть-Кутского и Киренского районов расположен Катангский муниципальный район, самый северный район Иркутской области, простирающийся между 58о и 64о с. ш. и единственный в регионе относящийся к территориям Крайнего Севера. Он самый большой по площади и в то же время самый малочисленный, здесь проживает всего 3214 чел.13, из них 16,9 % - - эвенки14. В транспортном отношении это труднодоступный район. Круглогодичное автомобильное сообщение есть только в одном пос. Подволошино на юге района, остальные населенные пункты, включая районный центр пос. Ербогачен, доступны автотранспортом в холодный период по зимникам. В остальное время года основное транспортное сообщение — авиаперевозки. Внутрирайонные перевозки осуществляются вертолетами. Воздушное сообщение районного центра с г. Иркутск выполняется самолетами АН-24. Район богат различными природными ресурсами, в том числе здесь находится крупнейшее в мире месторождение калийных солей, но из-за отсутствия инфраструктуры освоение их пока сдерживается15, за исключением нефтегазовых и лесных ресурсов 13 Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=256160002021 (дата обращения: 15.04.2022). 14 Муниципальная подпрограмма «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Катангского района». URL: http:катанга.рф/economy/municipalprograms/ (дата обращения: 18.02.2022). 15 Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Катангский район» на 2011-2015 гг. Ербогачен, 2010. 54 с. © Красноштанова Н. Е., 2022 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz