Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА На рис. 1 представлена общая динамика доходов бюджетов районов исследования и динамика добычи нефти в Иркутской области за период с 2011 по 2020 гг.5 Наиболее интенсивный рост доходов бюджета Усть-Кутского района обусловлен реализацией на территории муниципалитета масштабных проектов по глубокой переработке углеводородного сырья. Небольшой спад добычи нефти в 2020 г. был обусловлен негативным влиянием пандемии COVID-19 на режим функционирования добывающих производств и стоимость нефти на мировом рынке. Рассмотрим современную структуру экономики и особенности ее формирования по исследуемым районам, особое внимание уделяя территориям активных промышленных работ; проанализируем динамику и структуру доходов муниципальных бюджетов за последнее десятилетие. 3,0 2,5 >■ о. 2.0 £ 1,5 20 18 16 14 I­ х 12 S 10 га 6 Ч 1,0 0,5 0,0 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Усть-Кутский Киренекий Катангский « ^ - Добыча Рис. 1. Динамика доходов бюджетов муниципальных районов и динамика добычи нефти по районам основной нефтедобычи (Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst25 (дата обращения: 15.04.2022)) Усть-Кутский район. Усть-Кутский район, благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и природно-ресурсному потенциалу, является центром (а г. Усть-Кут — опорной точкой) нового промышленного освоения северных территорий Иркутской области. Это важный региональный транспортный узел, через него идут все основные потоки грузов на север области и в Республику Саха (Якутия); в холодный период года завоз происходит по федеральному автозимнику Усть-Кут - Мирный, а летом речным транспортом по р. Лена. Регулярное авиасообщение осуществляется с региональным центром г. Иркутск, хотя с развитием нефтегазовой промышленности появились новые направления воздушного сообщения, но они носят в основном чартерный характер. Основная трубопроводная трасса на территории района - - нефтепровод ВСТО. Помимо него, группой компаний ИНК, реализующих проект по созданию газохимического кластера, развивается сеть (нефте- и газо-) трубопроводов, обеспечивающих подачу углеводородов от месторождений к пунктам хранения, переработки и дальнейшей транспортировки. Природно-ресурсные и историко-географические предпосылки способствовали формированию в районе следующих отраслей экономики: промышленность, транспорт, строительство, лесное хозяйство, торговля. Численность населения района 47279 чел.11, из них 86,3 % проживает в г. Усть-Кут. Сохраняется динамика сокращения населения, начавшаяся в 1990-х гг. как за счет миграционного оттока, так и естественной убыли. В административном плане район разделен на 7 поселений (3 городских и 4 сельских) и межселенную территорию. Активная нефтегазодобывающая деятельность в пределах района ведется на территории Верхнемарковского сельского поселения, где расположены Марковское и Ярактинское месторождения. Несмотря на существенный вклад в развитие экономики Усть-Кутского района нефтегазовой отрасли в последние десятилетие, в формировании бюджета муниципального образования большую роль продолжают играть безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ (рис. 2). Подобные ситуации описаны также для других территорий промышленного освоения Севера, что выявляет системный кризис в организации местного самоуправления в России, в первую очередь из-за перераспределения существенной доли налогов в пользу вышестоящих бюджетов [2, 10]. 11 Ф е д е р а л ь н а я с л у ж б а г о с у д а р с т в е н н о й с т а т и с т и к и . URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=256440 002021 ( д а т а о б р а щ е н и я : 15.04.2022). © Красноштанова Н. Е., 2022 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz