Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Цель статьи — выявить особенности административного управления в районах нового промышленного освоения Севера, в том числе определить проблемы и преимущества социально-экономического развития с позиций устойчивого развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: исследовать роль локального уровня административного управления в контексте перехода к устойчивому развитию; определить особенности социально­ экономического развития исследуемых муниципальных образований; проанализировать структуру доходной части местных бюджетов; на основе анализа полевых материалов и собранных интервью выявить проблемы административного управления; посредством синтеза результатов анализа качественных и количественных данных определить преимущества и проблемы социально-экономического развития исследуемых территорий. Анализ выполнен на примере территорий нового промышленного освоения севера Иркутской области: Катангский, Усть-Кутский и Киренский муниципальные районы, где идет реализация масштабных проектов по геологоразведке, добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья. Местный уровень в контексте устойчивого развития Особо острый дискурс для ресурсных регионов приобретает тема устойчивого развития. При всех выгодах, получаемых разными акторами, экономика, базирующаяся на исчерпаемых природных ресурсах ограничена в развитии объемами сырья и наносит при этом, как правило, значительные ущербы природной среде. И если основной бенефициар не всегда привязан к конкретной территории, то социальные и экологические последствия промышленного освоения прямым образом сказываются на местных участниках процесса. Отсюда возникает дисбаланс между интересами в сферах экономического развития, общества и экологии, что противоречит основным целям и принципам устойчивого развития1. Подходы к реализации целей устойчивого развития различаются в зависимости от уровня систем имплементации: глобальный, национальный, региональный, местный, который в рамках действующего в нашей стране административного деления можно подразделить на муниципальный (районный) и локальный (поселенческий). При этом переход между уровнями по направлению от глобального к локальному определяет каждый раз переход от декларативных и рамочных заявлений к все более конкретным действиям [20]. Следовательно, местный или локальный уровень, являясь составной частью вышестоящих систем, — это уровень практической реализации принципов устойчивого развития, а действия, осуществляемые местными управляющими структурами 1 Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ru (дата обращения: 10.04.2022). в этом направлении, будут вносит вклад не только в решение локальных, но и национальных и глобальных проблем устойчивого развития [21]. Собственно, это и отражает один из ключевых принципов концепции устойчивого развития «мысли глобально — действуй локально» [22], то есть любое действие на локальном уровне должно оцениваться с точки зрения долгосрочных перспектив и последствия этих действий в будущем [21]. В то же время возрастающая роль местного уровня отражается в таком понятии, как «глокальность», которое является одним из ключевых терминов разрабатываемой А. Н. Пилясовым и Н. Ю. Замятиной [9, 23] новой теории хозяйственного освоения, через которое авторы подчеркивают системное единство глобальных и локальных процессов современного освоения Севера и Арктики. Использование местного уровня для реализации принципов устойчивого развития также важно с точки зрения высокой значимости причинно-следственных связей именно локального характера, в которых зачастую скрываются источники социально-экономических проблем и пути их решения [24]. В настоящее время одним из основных направлений реализации принципов устойчивого развития в отечественной практике на муниципальном уровне является политика стратегического социально­ экономического планирования [25]. Без долгосрочного плана развития территории управление превращается в простое реагирование на изменения внешних и внутренних факторов, такое управление приводит к неустойчивости локальных социально-экологических систем. В современной России политика стратегического планирования реализуется на всех уровнях — от федерального до муниципального. Однако, как показывает практика, на уровне муниципалитетов не всегда имеются в наличии актуальные стратегии развития. Другим не менее важным аспектом является проблема качественного содержания этих стратегий и их последовательная реализация, где одним из ведущих факторов становится наличие квалифицированных кадров в составе управляющих органов [26]. В то же время на приоритетность поставленных задач влияет общеэкономическая обстановка, так как лица, принимающие решения в условиях кризиса, ставят в приоритет вопросы экономического характера и, следовательно, устойчивость развития в основном соотносится только с экономическими показателями. Преимущественная ориентация на экономические показатели наблюдается в действующих стратегиях и программах развития, правительственных документах [27], естественно, что подобная ситуация складывается и на других административных уровнях. Однако могут быть существенные отличия между регионами в виду их географических, экономических, административных и иных особенностей. Поэтому важно, чтобы как региональные, так и местные стратегические © Красноштанова Н. Е., 2022 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz