Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 82-96. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА and Ust-Kutskii municipal districts in February and March 2022. The results of field research are supplemented with data from territorial statistics and materials from strategic planning documents, municipal programs, reports of administrations on the socio-economic development of the studied territories. Comparative geographical and statistical methods, as well as general scientific methods of analysis and synthesis are used in the work. It is revealed that the active development of the oil and gas industry in the Northern districts of the Irkutsk region has a positive effect on the dynamics of revenues of district budgets, but, nevertheless, they remain dependent on higher budget systems. The most effective formation of the revenue part of budgets in connection with industrial works is revealed in rural settlements in the territories of which hydrocarbons are extracted, despite the self-sufficiency of these local budgets, the formation of a stable base for long-term development of settlements is limited by the narrow powers of local administrations. As a result, a list of the main problems hindering the effective administrative management of the long-term socio-economic development of the northern municipalities at the local level has been formed. Keywords: municipal entity, administrative management, socio-economic development, areas of new industrial development, the North, sustainable development For citation: Krasnoshtanova N. E. Features of administrative management in the areas of new industrial development of the North: problems and benefits of socio-economic development. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 82-96. doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.007 Введение Процесс промышленного освоения новых территорий продолжается в наши дни, при этом растущая потребность в природном сырье продвигает производительные силы во все более отдаленные районы Севера и Арктики со сложными природно-климатическими условиями, часто сталкиваясь с интересами местных жителей, сформировавших за длительное время проживания в суровых условиях свои уникальные формы природопользования и образа жизни. Ресурсное многообразие и богатство недр этих отдаленных территорий лежит в основе приоритетов развития отечественной экономики [1, с. 11-12; 2], и в глобальной экономике роль российского Севера и Арктики будет только возрастать [3]. Характерной чертой современного освоения новых территорий является прежде всего формирование производственных и транспортных инфраструктур, а такой показатель, как плотность населения потерял свое прежнее значение [4, 5], и вахтовый метод привлечения рабочей силы считается экономически более обоснованным [6]. В то же время развитие транспортной сети на осваиваемых территориях базируется прежде всего на корпоративных интересах добывающих компаний без учета местных специфик системы расселения и локальной экономики [7]. Ожидаемый мультипликативный социально-экономический эффект слабо работает при реализации проектов ресурсного освоения и, в итоге, образуются «хозяйственные анклавы», которые изолированы от местных сообществ как в пространственном, так и в экономическом плане [8, с. 74]. Процесс освоения приобретает островной характер с локализованными хозяйственными площадками [9]. Сформировавшиеся в течение последних трех десятков лет условия нового хозяйственного освоения Севера создают особую специфику административного управления в этом регионе, в особенности на муниципальном уровне. С одной стороны, хозяйственное освоение территории может приносить заметный экономический эффект в виде налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований, с другой, — нарастают проблемы, связанные с экологическими последствиями работ [10], что особо актуально для хрупких северных и арктических экосистем и территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни [11]; обостряются социальные проблемы в местных поселениях [12]. Таким образом, новые условия хозяйственного освоения ставят новые вызовы для управления северными территориями в контексте устойчивого развития. На муниципальном уровне, где в наибольшей степени проявляются социальные и экологические последствия реализации проектов, а также затрагиваются интересы разных категорий населения, управление развитием территории превращается в балансирование между многочисленными заинтересованными сторонами, представителями трех основных групп: местные жители, бизнес-структуры, вышестоящие правительственные органы. Современные отечественные и зарубежные работы в этой проблемной области ориентированы на исследование роли различных акторов в реализации принципов устойчивого развития на Севере и в Арктике [10, 13-15], подчеркивая уникальность процессов и взаимосвязей между компонентами природы, экономики и местных сообществ [16-18], а также важность использования локального уровня в понимании современных процессов для последующей разработки механизмов устойчивого развития Севера и Арктики [16]. Несмотря на широкое освещение темы, все еще остаются проблемы понимания и имплементации результатов исследований [19]. Обзор научной литературы выявляет необходимость фокуса на локальном уровне при изучении проблем устойчивого развития, позволяющем более детально учитывать специфику северных территорий. Полагается, что данная статья будет вносить вклад в это актуальное направление исследований. © Красноштанова Н. Е., 2022 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz