Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 58-68. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 58-68. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В условиях COVID-19 существенно активизировались процессы цифровизации и цифровой трансформации как в России, так и в других странах. При этом проявились «цифровые разрывы», которые стали только заметнее в условиях ускоренного развития и внедрения цифровых технологий во все сферы жизни [38]. «Цифровые разрывы» сужают, а иногда и блокирую доступ населения к тем или иным благам, в том числе предоставляемым государством, что явно отражается на их уровне жизни. «Цифровой разрыв» определяется в том числе социальными и культурными нормами страны [39]. Для России с ее обширными территориями существенной диверсификацией регионов по геополитическому значению, экономико-географическому положению, разному уровню доходов и институциональных условий жизни населения очевидно влияние «цифрового разрыва» на возможности использования цифровых технологий как населением, так и предпринимателями. Это подтверждено исследованиями, выявившими дифференциацию готовности внешней среды регионов к использованию цифровых технологий [40]. Следовательно, необходимы программы региональных властей, направленные на преодоление «цифрового разрыва» не только с целью использования цифровых технологий в хозяйственной и финансовой деятельности, но и с целью повышения открытости и роста доверия к решениям региональных властей. Это, по мнению авторов, позволит обеспечить социально-экономическую стабильность в регионе, снизить издержки обеспечения соблюдения населением индивидуальных мер контроля рисков (политических, информационных, социальных, в том числе и пандемических). Вышеизложенное иллюстрирует зависимость между необходимостью поиска источников финансирования для развития цифровых компетенций населения региона, готовностью и возможностью предпринимателей внедрять и использовать цифровые технологии, достижением мультипликативного эффекта от уровня использования цифровых технологий во всех сферах жизни региона и устойчивым ростом доходов его населения. Заключение и дискуссия В работе сделана попытка предложить концепцию использования системы сбалансированных показателей для разработки общей карты стратегического развития региона Крайнего Севера. Обоснована целесообразность и легитимность использования предлагаемого инструмента — ССП. Для того, чтобы учесть современные условия цифровой трансформации всех социально-экономических процессов региона, предложено и обосновано введение новой составляющей «цифровая трансформация и цифровая безопасность». Дальнейшее направление исследований может включать формирование принципов и разработку системы типовых индикаторов, доступных и на сайтах государственной статистики. Это важно для обеспечения не только информативности, достоверности, но и доступности, простоты получения информации. С другой стороны, по мнению авторов, формирование единообразной системы индикаторов для регионов позволит обеспечить сопоставимость полученной информации и обеспечит возможность сравнения результатов для различных регионов и областей. Вышеизложенное не отменяет возможности добавлении блоков, характерных для данных регионов и областей. Единообразие подхода и сопоставимость полученных результатов позволит масштабировать принимаемые решения, снижая издержки принятия управленческих решений, обеспечивая обмен опытом и тиражирование лучших практик. В целом предложенный подход может быть применен для разработки программ социально-экономического развития и других регионов РФ после соответствующей адаптации к особенностям внешней среды. Список источников 1. Скобелев Д. О., Федосеев С. В. Устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности промышленности в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 2. С. 7-19. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2021.72.001 2. Агарков С. А. и др. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации // Записки Горного института. 2018. Т. 230. С. 209-216. 3. Козлов А. В. и др. Комплексное развитие экономического пространства Арктической зоны Российской Федерации. 2016. 4. Фадеев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2019.289 с. 5. Kaplan R., Norton D. Strategy Maps: Converting Intangible Assets Into Tangible Outcomes. Harvard Business Press School. 2004. 324 p. 6. Антохонова И. В. Концептуальные подходы к использованию ССП на уровне региона //Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 14-1. C. 739-741. 7. Завьялова В. В., Норкина А. Н., Найденкова К. В. Система сбалансированных показателей эффективности (ССП) как оценка и инструмент в управлении регионом и его развитии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 1-2. С. 23-25. © Тесля А. Б., Зайченко И. М., Хашева З. М., 2022 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz