Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 58-68. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 58-68. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА С другой стороны, анализируя коэффициенты корреляции индекса готовности к информационному обществу и уровня экономической безопасности региона, исследователи [31] доказывают, что увеличение этого индекса ведет к повышению уровня экономической безопасности. При этом необходимо понимать, что при цифровой трансформации происходят глобальные изменения, затрагивающие все аспекты региональной экономики, что «с учетом проблем регионов требуется переосмысление и переоценка индикаторов экономической безопасности, также цифровизация вносит новые индикаторы оценки, анализ науко-технологической базы регионов и многих других факторов и индикаторов при оценке угроз и рисков» [32]. Одной из проблем цифровой трансформации региональных экономик является сложность адаптации населения к изменившимся в ее результате условиям труда [33]. Это в первую очередь касается специалистов средней квалификации (продавцы, водители и т. д.). Для России, страны с различным уровнем регионального развития, проблемы, связанные с рынком труда, будут сильно дифференцированы для разных регионов и должны быть учтены при разработке стратегии их развития, а также при учете интересов населения. Другим не менее важным последствием цифровой трансформации является «финансовая цифровизация отечественной экономики» [34]. Не отрицая огромные возможности новых, в том числе внебанковских, инструментов, которые цифровизация позволяет использовать для привлечения частных, в том числе международных, инвестиций в регионы, отметим большие риски такого инвестирования. При этом высокая степень ориентации на иностранные инвестиции, использование инструментов, основанных на иностранных технологиях, существенно повышают риски и в случае непредвиденного развития событий. Следующим важным аспектом является открытие внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в систему публичного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Цифровизация существенно повышает открытость публичных решений и может служить привлекательным инструментом согласования интересов. При этом возникают следующие проблемы [35]: формирование цифровой бюрократии, сохранение информационно цифрового неравенства, недостаточный уровень знаний и навыков граждан в сфере цифровых технологий, снижение публичности системы регионального и муниципального управления. Таким образом, мы видим, как положительные аспекты цифровой трансформации северных регионов, так и проблемы, в том числе риски цифровой трансформации региональных экономик, которые тесно взаимоувязаны со всеми выделенными составляющими достижения целей устойчивого развития («стейкхолдеры», «промышленность и предпринимательство», «квалификация и кадры» и «финансовые ресурсы и бюджет»). Результаты Для обеспечения результативного продвижения в достижении поставленной цели устойчивого социально-экономического развития региона необходимо четко понимать направления взаимного влияния цифровой трансформации экономики субъекта РФ на каждую из выделенных перспектив и сформировать систему индикаторов, позволяющих оценить степень и направление такого влияния. Поэтому предлагается добавить еще одну перспективу — «цифровая трансформация и цифровая безопасность». Итоговая концепция модифицированной ССП с учетом предлагаемых изменений может выглядеть следующим образом (рис. 1). С учетом предлагаемой модификации построим общую стратегическую карту устойчивого развития региона Крайнего Севера (рис. 2), которая при необходимости может быть дополнена отдельными блоками в связи со спецификой развития региона или области. При построении стратегической карты авторы сознательно абстрагировались от специфических черт, присущих отдельным районам Крайнего Севера, с целью дальнейшего использования предлагаемой концепции в качестве референтной модели разработки программы социально-экономического развития северных регионов. Тем не менее необходимо сформулировать общие черты, характеризующие экономико-географическую специфику районов Крайнего Сервера [12, 36, 37]: - сложные климатические условия, увеличивающие издержки производства, высокая стоимость жизни населения; - относительная удаленность от экономических центров при недостаточном уровне развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры; - устойчивая зависимость доходов субъектов региональной экономики от колебания конъюнктуры на глобальных и российских сырьевых рынках; - высокая степень изношенности оборудования горнодобывающих компаний, ограничение доступа к современным технологиям и оборудованию, вызванные в том числе и санкциями против РФ; - существенное истощение запасов месторождений, необходимость разведки новых; - высокая потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий в связи с низкой плотностью населения, значительной удаленностью объектов инфраструктуры, сложными климатическим условиями; - рост требований для промышленных предприятий регионов Крайнего Севера к обеспечению экологической безопасности и сохранению биоразнообразия в регионе; - сложная геополитическая ситуация в области, регионе, стране. © Тесля А. Б., Зайченко И. М., Хашева З. М., 2022 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz