Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 58-68. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 58-68. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - составляющая «финансовые ресурсы и бюджет» перенесена на нижний уровень структуры. По мнению авторов, именно финансовые ресурсы региона как собственные, так и те, что поступают в рамках программ государственной поддержки, являются основой для достижения целей, отраженных в вышестоящих перспективах. Именно финансовые ресурсы необходимы региону для достижения стратегических целей, в том числе роста благосостояния населения, согласования интересов различных групп населения, обеспечения устойчивого развития региона. Возьмем предложенные авторами изменения за основу формирования модифицированной ССП. Однако, рассматривая проблему устойчивого социально-экономического развития региона, авторы работы [6] уделили недостаточное внимание необходимости построения социально-экономических процессов регионов с учетом специфики цифровой трансформации экономики страны в целом, а также цифровой трансформации районов Крайнего Севера в частности. Поэтому целесообразно усовершенствовать предлагаемую концепцию новой составляющей — цифровая трансформация и цифровая безопасность. Цифровая трансформация региональной экономики В современных условиях при переходе к цифровой экономике цифровая трансформация должна стать приоритетной целью и одним из источников обеспечения устойчивого развития регионов страны. Способность субъектов РФ использовать возможности, которые предоставляет цифровая экономика, формирует приоритетные условия для инвесторов, что, безусловно, повышает их инвестиционную привлекательность и, в конечном счете, приводит к росту благосостояния населения региона. При этом навыки использования цифровых технологий необходимы как отдельно взятому гражданину, так и бизнесу, который вынужден внедрять новые цифровые технологии для поддержания уровня своей конкурентоспособности. Появление новых технологий опережает их внедрение [25]. Поэтому задачей региональных властей становится формирование и поддержание цифровых навыков населения, снижение региональных барьеров, препятствующих применению цифровых технологий населением и бизнесом. Для регионов РФ характерна значительная дифференциация по степени использования цифровых технологий. Проводимые исследования подтверждают разрывы в уровне применения информационно-коммуникационных технологий как населением, так и бизнес-сообществом. Поэтому региональная специфика должна быть учтена при разработке ССП субъекта РФ. Эта задача особенно актуальна для районов Крайнего Севера. С учетом специфики экономико-географического положения регионов, сложных миграционных процессов, большого числа монопрофильных поселений, формирующих особенности трудового потенциала районов Крайнего Севера, потребность в комплексной цифровизации как отдельных бизнес-процессов, так и цифровой трансформации экономики регионов особенно велика. При этом проблема идентификации барьеров, препятствующих цифровой трансформации с учетом специфики Крайнего Севера может служить отдельной темой исследования. Возникает также задача оценки готовности экономических субъектов к активному использованию цифровых технологий как в производстве, так и в повседневной жизни, то есть к переходу на новый этап развития, цифровой трансформации региональной экономики [26]. При этом мультипликативный эффект для экономики региона в целом будет возникать лишь в том случае, если обеспечена высокая доля цифровых коммуникаций между рыночными контрагентами такими, как отдельные предприятия (поставщики, подрядчики покупатели), между предприятиями и государством, предприятиями и населением. Поэтому задача достижения требуемого уровня цифровых коммуникаций должна решаться на уровне региональных властей и становиться важным элементом цифровой стратегии развития региона. Все вышеизложенное является основанием для формирования новой составляющей в структуре социально-экономического развития при построении системы сбалансированных показателей региона, а именно «цифровая трансформация и цифровая безопасность». Отметим, что цифровая трансформация региональной экономики должна охватывать не только экономические, но и социальные процессы. Влияние цифровизации в ССП уже пытали^ интегрировать отдельные авторы, например, работы [27]. Между тем процессы, происходящие в экономике страны в условиях пандемии COVIID-19, привели к существенному ускорению процессов цифровизации и трансформации в регионах настолько, что появляется понятие «цифровой удар», в исследовании [28] доказывается его влияние на социально-экономическую экосистему региона. Все вышеизложенное обусловливает логичность выделения отдельной — «цифровой» составляющей в стратегической карте региона. Цифровая трансформация экономики в целом является объективным процессом и рассматривается как положительная тенденция. Таких взглядов придерживаются авторы, например, в исследовании [29]. Не отрицая положительного влияния на региональное развитие, некоторые ученые [30] утверждают, что не смогли выявить существенной взаимосвязи между уровнем цифровизации бизнеса и динамикой валового регионального продукта. Это, по их мнению, обусловлено низкой инновационной и инвестиционной активностью бизнеса. Авторы говорят о необходимости государственных программ для активизации процессов цифровой трансформации. © Тесля А. Б., Зайченко И. М., Хашева З. М., 2022 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz