Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 58-68. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 58-68. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ ИАРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА финансовыми, включена и целая совокупность нефинансовых социально-экономических показателей. Несмотря на универсальность концепции ССП, при ее использовании как инструмента стратегического регионального управления первое, что необходимо учесть, это различия между ССП предприятия и ССП региона. Это возможно при применении метода каскадирования ССП, который позволяет трансформировать классические составляющие ССП предприятия в комплекс региональных индикаторов для субъекта РФ. В настоящее время существует практика успешного использования методики каскадирования ССП на региональный уровень. Так, в работе [6] затронуты вопросы возможности использования ССП для разработки стратегии региона в методическом и историческом аспектах. Система сбалансированных показателей как инструмент оценки результативности деятельности применяется для анализа ситуации как в регионе [7], так и в кластере (например, [8]). Российские авторы широко используют ССП для разработки отдельных видов аспектов развития региона, например, инновационной стратегии [9], рейтинга инвестиционной привлекательности регионов [10], миграционной привлекательности [11], доходности [12] или определения уровня качества жизни населения региона [13]. Использование ССП позволяет увязывать стратегические цели развития региона и его финансовые результаты. В работе [14] показана возможность использования ССП для управления экономическими рисками и стимулирования инновационного развития региональных бюджетов. Возможно ее применение и для анализа достижения плановых показателей социально-экономического развития региона, как показано в исследовании [15]. Некоторые авторы предлагают модифицировать классический подход в соответствии с поставленной целью и задачами изучения. Так, в работе [16] целью является формирование инновационной экосистемы технологического предпринимательства, что позволило авторам определить предлагаемые перспективы следующим образом: «технологическое предпринимательство», «взаимодействия и сети», «ресурсы» и «инфраструктура» соответственно (с учетом уровней сверху вниз). Система сбалансированных показателей успешно применяется не только для оценки уровня социально-экономического развития районов Крайнего Севера, но и их ранжирования по уровню инвестиционной привлекательности [17, 18]. Среди англоязычных источников отметим работу [19], рассматривающую способы включения устойчивости в стратегическое управление региональным развитием. Построенная динамическая модель иллюстрирует стратегию региона, а также связи между экономическими, экологическими и социальными показателями. В исследовании [20] разработана комплексная методология оценки производительности социальной программы в масштабах страны на основе ССП. Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности общественного здравоохранения представлено и в работе [21], а в [22] показано, как использование сбалансированной системы показателей для оценки программ регионального здравоохранения сможет обеспечить устойчивое развитие. Таким образом, ССП успешно выступает в качестве инструмента, позволяющего увязывать экономические и неэкономические цели развития региона в интересах достижения устойчивого развития территорий. Интересно исследование [23], которое направлено на анализ роли ГСП, представленной перспективами (финансовая перспектива, перспектива клиента, внутренних операций, роста и обучения, окружающей среды и общества), в измерения стратегической эффективности (выживание, адаптация, рост). В нем принимали участие заведующие кафедрами университетов, которые высоко оценили возможность использования ССП как инструмента корреляции между перспективами сбалансированной системы показателей и поставленными стратегическими целями. Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что ССП рекомендуется различными авторами к использованию для согласования стратегических целей развития различных субъектов, в том числе и регионов. Эффективность инструмента и целесообразность использования именно его подтверждается и проведенными научными исследованиями. Как инструмент согласования интересов ССП может быть адаптирована, исходя из целей и задач изучения. Рассмотрим вариант адаптации ССП региона, представленный в работе [24]. Рассматривая вопросы достижения устойчивого развития, авторы предлагают внести следующие изменения в традиционную модель разработки ССП: - клиентскую перспективу авторы переименовали в перспективу «стейкхолдеры». Целью является достижение устойчивого развития региона в интересах различных групп населения. Перспектива «стейкхолдеры», учитывающая интересы всех заинтересованных сторон, перенесена на верхний уровень стратегической карты. Главная цель в стратегическом управлении регионом, по мнению авторов, — наиболее полное удовлетворение интересов населения региона, что обосновывает как изменение названия перспективы, так и ее положения; - составляющая «внутренние бизнес-процессы» была переименована в «промышленность и предпринимательство»; - составляющая «обучения и развитие» — в составляющую «квалификация и кадры»; © Тесля А. Б., Зайченко И. М., Хашева З. М., 2022 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz