Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ научно-исследовательских компаний с целью организации полного цикла производства нефтегазового оборудования и технологий. Так, например, сланцевая революция в США — это результат многолетних совместных усилий государства, компаний и научных институтов в проведении передовых исследований и внедрении инновационных технологий [20]. В Норвегии технологические разработки и партнерства вокруг них в Арктической зоне поддерживаются государством или принадлежащей государству компанией Equinor. Роль государства заключается прежде всего в формировании благоприятной регуляторной среды для участников ТП (налоговые преференции, льготное кредитование, создание механизмов страхования рисков). Кроме того, государство может создавать выгодные условия для вхождения на свой рынок иностранных партнеров, стимулируя их передавать свои технологии и компетенции. Для реализации высокоприоритетных направлений технологического развития, государственные структуры могут быть участником совместных предприятий или партнерских соглашений с представителями различных отраслей и исследовательских организаций, осуществляя финансирование и непосредственно участвуя в создании технологии. Ключевые функции государства при формировании технологических партнерств в нефтегазовом секторе можно сформулировать следующим образом: 1) реализация нормотворческих инициатив для обеспечения эффективного управления технологическими кооперациями; 2) повышение эффективности существующих и разработка новых мер поддержки в отношении отечественных производителей высокотехнологичного оборудования и инновационных технологий, востребованных в нефтегазовой отрасли; 3) субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере технологического развития нефтегазового сектора; 4) формирование научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственно-испытательной и организационно-финансовой инфраструктуры для технологического развития нефтегазовой отрасли; 5) разработка планов мероприятий (дорожных карт) по реализации проектов по импортозамещению технологий и оборудования для нефтегазовой отрасли; 6) стимулирование опытно-промышленной эксплуатации новых образцов технических средств, в том числе на полигонах идействующих месторождениях; 7) развитие научно-технического сотрудничества для создания инновационной и высокотехнологичной продукции с иностранными партнерами; 8) увеличение спроса и выход на новые рынки сбыта. Продвижение выпускаемого российского нефтегазового оборудования и технологий. В долгосрочной перспективе технологическое сотрудничество государства и бизнеса связано с организацией технологических полигонов, создание которых значительно расширяет возможности для испытания разработанных технико-технологических решений в полевых условиях, а также их последующего усовершенствования и тиражирования на действующие и перспективные нефтегазовые активы [21]. Технологический полигон — это лицензия на участок, цель которой не коммерческая добыча, а разработка технологии. Это новый тип недропользования, он позволит компаниям фокусироваться только на поиске новых технологических решений, а не на обязательствах по бурению или объемам добычи. Сегодня Арктика может стать уникальной экспериментальной площадкой по созданию и освоению инновационных технологий общемирового значения в области разведки, добычи и транспортировки углеводородов. Апробация и сертификация технологических инноваций будет способствовать активизации геологоразведки за полярным кругом и эффективному вовлечению в разработку запасов углеводородов со сложным геологическим строением. В условиях актуализации климатической повестки и повышения конкурентных преимуществ «зеленой» энергетики [22], приоритетом технологических полигонов в Арктике должно стать развитие решений, обладающих высокими экологическими характеристиками. Принципиально формировать технологические полигоны открытого доступа, на которых смогут тестировать технологии все участники нефтегазового рынка: от недропользователей и нефтесервисных компаний до научно-исследовательских центров и университетов. Для многих российских производителей оборудования сейчас такой возможности нет. Технологические полигоны могут стать тем катализатором, который необходим для привлечения в нефтегазовую отрасль большого количества инновационно-ориентированных компаний. Концепция научно-технологических полигонов по испытанию нефтегазового оборудования и технологий в Арктике представлена на рис. Выводы и обсуждение Для развития промышленных систем нефтегазодобычи в Арктической зоне требуются огромные ресурсы, инвестиции и особые механизмы управления, позволяющие согласовывать действия множества участников, обеспечивать интенсификацию производственной деятельности и развитие инфраструктуры на принципах экологической устойчивости, учитывать национальные интересы в рамках международного сотрудничества. Российское правительство подтверждает свое намерение поддерживать и развивать добычу нефти и газа за полярным кругом и укреплять свои позиции в крупнейшей мировой углеводородной провинции. За последние несколько лет был принят ряд системообразующих документов, определяющих ключевые цели в сфере освоения углеводородного потенциала арктического региона, в которых, помимо задач по развитию промышленных нефтегазовых систем, сделан акцент на способах их решения. © Юдин С. С., Череповицын А. Е., 2022 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz