Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 107-123. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 107-123. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ тренд на сокращение среднего количества работников, приходящегося на один субъект МСП; - объем выручки от деятельности малых и средних предприятий, приходящийся на душу населения до 2019 г., в целом по стране увеличивался, несмотря на региональные различия. Однако в последующие годы (2020-2021 гг.) наблюдается падение выручки; - ухудшение среды для ведения предпринимательства негативно отражается на готовности населения заниматься этим видом деятельности. Если за период (2001-2016 гг.) количество выражавших положительное отношение к предпринимательству увеличилось на 20 %, то к 2021 г. ситуация вновь стала ухудшаться: более половины опрошенных (по данным регионального мониторинга Вологодской области) высказывались отрицательно по поводу склонности к предпринимательству; - увеличение закредитованности северных регионов за рассматриваемый период (например, в Вологодской области — с 50,8 до 62,9 трлн руб., в Архангельской — с 59,6 до 143,1 трлн руб.) вследствие ухудшения финансового состояния организаций и увеличения объема выданных кредитов. С использованием статистических и ведомственных данных мы показали, что материальный фактор оказался принципиально значимым как в случае, когда речь идет об открытии новых предприятий, так и при ведении текущей деятельности в кризисные моменты. Анализ результативности мер государственной поддержки МСБ, основанный на результатах экспертного опроса представителей МСП, свидетельствует о том, что она недостаточна для стабилизации ведения бизнеса в новых экономических условиях. Кроме того, в среднем из числа обратившихся за помощью только порядка 60 % смогли ее получить. Для усиления результативности мер поддержки сектора МСБ в условиях внешних вызовов, с нашей точки зрения, необходимо снизить административные барьеры для бизнеса, обеспечить поддержку предпринимательской инициативы. В рамках этого целесообразно: - снизить банковские сборы, удерживаемые при обслуживании операций со счетами предпринимателей; - дополнительно снизить до 10 % страховые взносы, начисляемые на заработную плату предприятиями МСБ, что позволит сократить расходы предпринимателей, вызванные ростом цен на сырье, энергоресурсы, топливо и т. п.; - увеличить срок возврата льготных кредитных средств, выданных предпринимателям с целью обслуживания фонда оплаты труда. Выполненная работа вносит вклад в развитие теоретической науки в части содержательного подтверждения основных положений концепции «провалов государства». В частности, в исследовании с использованием социологических данных показано, что на уровне страны в целом предприниматели практически в половине случаев заявляли о недостаточности поддержки со стороны государства. Одним из примеров ухудшения положения экономических агентов является то, что, несмотря на установление моратория на проверки в апреле - июле 2020 г., тем не менее наблюдалось увеличение дополнительных начисленных платежей. Вклад в развитие прикладной науки состоит в апробации прикладного инструментария социологического исследования, который носит универсальный характер, может быть использован на региональном уровне (на примере различных субъектов РФ, в том числе и в части межрегионального сопоставительного исследования), предполагает учет позиций как населения, так и предпринимательского сообщества в отношении склонности к предпринимательству, анализу условий для ведения предпринимательской деятельности, оценке мер государственной поддержки субъектов предпринимательства. Полученные выводы свидетельствуют в пользу значимости деятельности представителей органов власти, направленной на снижение напряженности в предпринимательском сообществе вследствие ухудшения деловой среды, на повышение доступности мер поддержки для предпринимателей. Практическая значимость исследования состоит в выявлении мер поддержки, которые пользуются наибольшим спросом в предпринимательском сообществе, а также в определении проблем, которые оказывают негативное воздействие на доступность мер поддержки. Список источников 1. Земцов С. П. Институты, предпринимательство и региональное развитие в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 2 (46). С. 168-180. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-46-2-9 2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420359173?marker=6560IO 3. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2000. 229 с. 4. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.: Прогресс, 1982. 455 с. © Теребова С. В., Устинова К. А., 2022 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz