Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 107-123. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 107-123. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Анализ полученных данных показывает, что 73 % предпринимателей отметили востребованность государственной поддержки их текущей деятельности. В ходе исследования предпринята попытка дать оценку доступности получения предпринимателями мер поддержки в регионе. Так, во время пандемии в предпринимательском сообществе было востребовано обращение в налоговые органы за реструктуризацией налоговых отчислений (обратились 80 % предпринимателей из числа опрошенных). Из тех, кто обращался, в 63 % случаев была предоставлена поддержка по переносу сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности, по снижению тарифов страховых взносов, были продлены сроки уплаты имущественных налогов. Другим пользовавшимся спросом направлением мер поддержки стала отсрочка по аренде недвижимости. Этим направлением заинтересовалась половина предпринимателей, но только в 61 % случае они смогли получить право на ее использование. Одной из причин, по которой предприниматели не смогли воспользоваться мерой отсрочки, - - несоответствие арендуемого помещения требованиям Постановления Правительства РФ «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества»10. Значимой для бизнесменов также стала мера по реструктуризации кредитов и получению финансовой помощи от государства. Результаты опроса показали, что из 40 % опрошенных, обратившихся за поддержкой, ее получили только 13 %. В целом участники опроса, получившие ту или иную государственную поддержку, отметили ее недостаточность для стабилизации ведения бизнеса в период пандемии. Проведенный анализ доступности получения мер поддержки предпринимательской деятельности, показал, что предприниматели нуждались в получении государственной поддержки, направленной на стабилизацию ведения их деятельности. Однако далеко не во всех случаях подача заявки на получение поддержки со стороны органов власти сопровождалась ее предоставлением. В числе причин этого назывались следующие: несоответствие кодов ОКВЭД организации тем, которые попали в список пострадавших отраслей; наличие задолженности по налогам; снижение численности работников; отсутствие регистрации в реестре МСП. Следует отметить и недоверие предпринимателей в ряде случаев к предоставляемой поддержке, а именно их сомнения в прозрачности условий предоставления государственной помощи и возможности ее использования без последующих обязательств. Кроме того, предприниматели обращали внимание на целесообразность следующих мер: введение отсрочки по уплате НДС; применение безвозмездной финансовой помощи не только для наиболее пострадавших отраслей. Надо отметить, что в плане финансовой поддержки для бизнеса было предусмотрено предоставление отсрочки по уплате кредитов, выдача беспроцентных займов, но в условиях падения / отсутствия выручки предприятия сообщают о сложности возврата заемных средств. Заключение В работе мы выявили, что ухудшения, происходящие во внешней среде вследствие как пандемии, так и санкционного давления западных стран, негативно сказываются на готовности населения к ведению бизнеса, на отношение к этому типу деятельности. Предпринимательское сообщество также оказалось крайне чувствительно к внешним «шокам». Исследование показывает, что в новых экономических условиях в секторе МСБ наблюдается следующее: - в целом по стране за период 2010-2022 гг. количество ликвидированных организаций возросло в 3,3 раза, а количество вновь созданных снизилось на 13,6 %. За 2020-2022 гг. также наблюдается ухудшение демографии предприятий малого бизнеса. Наибольший «коэффициент смертности» среди субъектов СЗФО, значение которого приблизилось к четырем, был характерен для г. Санкт-Петербурга, наименьший - - два - - для Ленинградской области. В северных регионах число закрывшихся предприятий превысило число открывшихся в 2-3 раза; - продолжается реструктуризация сектора МСБ с его переориентацией на сферу торговли и услуг. Это проявилось в сокращении доли промышленных организаций (с 16 до 10 %), строительных компаний (с 16 до 13 %); - в «допандемийный» период (2010-2019 гг.) доля занятых на малых и средних предприятиях возрастала как в целом по стране, так и в регионах СЗФО, за исключением Республики Коми (сокращение на 7 %), Мурманской (на 11,3 %) и Новгородской (на 14,3 %) областей. В то время как с апреля 2021 г. наблюдается ежегодного мониторинга делового климата и наличия административных барьеров в Вологодской области. 10 Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73750806/. Accessed 15 Feb 2022. (дата обращения: 16.04.2022). © Теребова С. В., Устинова К. А., 2022 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz