Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 107-123. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 107-123. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Наряду со способствующими или препятствующими условиями для успешного ведения предпринимательства, должно учитываться общественное отношение к предпринимателям. Данные с начала 2000-х гг. свидетельствуют об улучшении отношения населения к бизнесу вплоть до периода пандемии. Однако в 2021 г. доля населения, положительно относящегося к предпринимательству, сократилась на 14 п. п. (табл. 4). На протяжении практически всего рассматриваемого периода по поводу склонности заниматься предпринимательством более половины опрошенных высказывали отрицательную позицию, и к 2021 г. доля таких увеличивалась. На региональном уровне, с опорой на данные мониторинга общественного мнения населения Вологодской области, сделан вывод о наиболее важных условиях, способствующих принятию решения в отношении вовлеченности в предпринимательство, среди которых наличие финансовой помощи (47 %), упрощение налоговой системы (29 %) и снижение налогового бремени (29 %). Подчеркнем, что эти условия имеют принципиальное значение на протяжении всего рассматриваемого периода, а по сравнению с началом 2000-х гг. обращающих внимание на два последних условия стало больше на 17 п. п. (табл. 5). Таблица 5 Условия, при которых жители Вологодской области могли бы заняться предпринимательством, % от числа опрошенных* Условие 2001 2003 2006 2009 2016 2021 Наличие финансовой помощи 39,9 60,6 46,4 44,1 45,7 46,5 Упрощение налоговой системы 11,3 16,5 11,1 10,9 25,5 28,9 Снижение налогового бремени 12,7 21,2 10,1 12,1 24,0 29,3 Наличие помещений, оборудования 10,8 21,2 11,7 8,2 20,2 16,1 Наличие организации, помогающей открыть свое дело 10,8 18,2 13,6 9,7 15,2 14,3 Уменьшение и устранение криминального нажима в сфере малого бизнеса 9,7 13,1 8,4 6,9 10,0 12,5 *Составлено по данным, опубликованным в [31] и данным мониторинга общественного мнения населения Вологодской области, ВолНЦ РАН, 2016, 2021 гг. Подводя итог, отметим, что склонность к предпринимательству во многом зависит от отношения к этому виду деятельности. Анализ фактических данных свидетельствует об ухудшении количества положительно настроенных в отношении предпринимательства (на примере данных Вологодской области). Это можно связать с ухудшением экономической ситуации в целом, в том числе и в предпринимательском сообществе вследствие пандемии COVID-19, а также с усилением санкционного давления на отечественных производителей. Меры государства, направленные на нивелирование отрицательных трендов развития бизнеса Интерес представляют данные, опубликованные в специальном докладе Президенту РФ о предпринимательстве в период пандемии COVID-19. Среди «главных мер, которые, по мнению предпринимателей, могут способствовать росту экономики, отмечены следующие: • снижение налоговой нагрузки на предприятия (86 %); • ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий (82 %); • снижение административного давления на бизнес (82 %); • стимулирование спроса, создание новых рынков для отечественных производителей (81 %); • снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий (80 %); • обеспечение макроэкономической стабильности (низкая инфляция, профицитный бюджет) (75 %)7». Отчасти перечисленные направления мер по улучшению условий ведения бизнеса были учтены руководством страны. В целях снижения негативных последствий воздействия внешних «шоков» был принят целый комплекс широкомасштабных мер, направленных на поддержку сектора МСБ (финансовая, имущественная, образовательная, информационная поддержка), которые были закреплены на законодательном уровне в федеральных законах и в постановлениях Правительства РФ8. 7 МСП/Постковид. Время системных решений: специальный доклад Президенту РФ. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 21.04.2022). 8 Например, двукратное (с 30 до 15 %) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ; неучет в доходах по налогу на прибыль, по НДФЛ субсидий, полученных из федерального / регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией по распространению коронавируса;снижение надзорной нагрузки; субсидии в виде компенсации комиссий, уплаченных МСП через систему быстрых платежей в период с 1 июля 2021 г. по 1 июля 2022 г. при покупках физических лиц; предоставление по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП кредитов банкам (до 31 марта 2022 г. включительно): выдача кредитов / снижение ставок по ранее выданным кредитам субъектам МСП из пострадавших отраслей по ставке не выше 8,5 % годовых и др. © Теребова С. В., Устинова К. А., 2022 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz