Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ Государственно-частное партнерство (ГЧП). Реализация инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе требует высоких капитальных вложений на начальном этапе и эффективного управления во время реализации проекта, поэтому вопрос, связанный с поиском источников финансирования является важнейшим для нефтегазовой отрасли, особенно в условиях ограниченного сотрудничества с внешними партнерами из-за напряженной геополитической обстановки. Применение механизма ГЧП в недропользовании может стать решением проблемы с привлечением инвестиций, он предполагает сотрудничество государства и бизнеса на основе экономико-законодательного объединения материальных и нематериальных ресурсов с целью эффективного системного использования углеводородных запасов, а также повышения конкурентоспособности компаний и нефтегазовой отрасли в целом [10]. Данное партнерство является выгодным как для государства, так и для представителей бизнеса. Государство получает широкий доступ к новым источникам инвестиций, технологий и компетенций для развития промышленных систем, имеющих стратегическое значение. Для бизнеса ГЧП является возможностью инвестировать в долгосрочные проекты, получать субсидии и компенсации за счет бюджетных средств [11, 12]. Документами стратегического планирования в Арктической зоне подчеркивается важность функционирования механизма государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в регионе на основе соглашений о государственно-частном партнерстве6. Однако на сегодняшний день конструкция ГЧП при геологоразведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений не используется. Законодательными актами в сфере ГЧП7, 8 недра не предусмотрены в качестве объекта соглашений. Кроме того, согласно определению частного партнера, сторонами соглашения о ГЧП не могут быть организации, находящиеся под контролем РФ. Это ограничение автоматически делает невозможным участие в ГЧП-проектах большей части крупных нефтегазовых компаний, в которых значительная доля акций принадлежит государству. 6 Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"». URL: https://docs.cntd.ru/document/ 603154509 (дата обращения: 15.02.2022). 7Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39948 (дата обращения: 18.02.2022). 8 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О концессионных соглашениях». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 22649 (дата обращения: 18.02.2022). Высокая сложность промышленных нефтегазовых систем, динамичность и нестабильность внешнего окружения обуславливают необходимость точечного совершенствования законодательной базы в сфере ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленного на: • создание правовых условий для привлечения инвестиций на основе ГЧП в нефтегазовый комплекс; • повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности механизмов ГЧП при развитии промышленных нефтегазовых систем; • устранение барьеров для заключения соглашений ГЧП при освоении ресурсного потенциала; • установку понятийного аппарата применения механизма ГЧП при эксплуатации недр; • развитие инструментария ГЧП для формирования благоприятного инвестиционного климата в нефтегазовой отрасли. Однако уже сегодня механизм ГЧП может быть эффективно реализован в рамках территориально-отраслевого развития арктических регионов — формирования опорных зон развития (ОЗ), основой которых станут минерально-сырьевые центры (МСЦ), определяемые как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений, связанных общей инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортную систему9. ОЗ представляют собой перечень взаимодополняющих проектов промышленной, инфраструктурной, социальной направленности, скоординированных с помощью инструментов государственной поддержки. В ряде ОЗ системообразующими элементами являются действующие или перспективные промышленные нефтегазовые системы. Так, драйвером развития Ямало-Ненецкой ОЗ станут месторождения полуостровов Ямал и Гыдан, акваторий Обской и Тазовской губ Карского моря. Основой функционирования Ненецкой ОЗ является масштабное освоение углеводородов на континентальном шельфе Баренцева и Карского морей. Важные стратегические проекты Кольской ОЗ — Приразломное и Штокмановское месторождения. Формирование Таймыро-Туруханской ОЗ связано с разработкой новых месторождений Ванкорского кластера. Масштабное развитие нефтегазовых производств потребует формирования современной системы транспортно-логистической, обеспечивающей, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктур [13]. Снятие инфраструктурных 9 Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"». URL: https://docs.cntd.ru/document/603154509 (дата обращения: 02.03.2022). © Юдин С. С., Череповицын А. Е., 2022 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz