Север и рынок. 2022, № 2.
ЭКОНОМИКА СЕВЕРА ИАРКТИКИ РОССИИ to provide an additional reduction of up to 10 % of insurance premiums charged on wages, to increase the period of repayment of preferential credit funds, etc. has been substantiated. Keywords: small and medium-sized businesses, Northwestern Federal District, region, pandemic, new economic environment, state support measures Acknowledgments: this article was written as part Government Assignment No. FMGZ-2022-0002 "Methods and Mechanisms of Socio-Economic Development of Russian Regions in the Context of Digitalisation and the Fourth Industrial Revolution". For citation: Terebova S. V., Ustinova K. A. Small and medium-sized businesses in the new economic environment. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 107-123. doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.009 СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 107-123. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 107-123. Введение Важным фактором развития экономики государства выступают субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП, МСБ). Особенно их роль усиливается при формировании экономики на региональном уровне, где данный сектор обеспечивает занятость значительной доли трудоспособного населения, а также способствует повышению диверсификации и устойчивости народнохозяйственного комплекса. Выводы о прямой связи предпринимательства и экономического развития содержатся в работах зарубежных и отечественных ученых. Так, например, увеличение количества МСП в регионе на 1 % будет сопровождаться ростом ВРП на 0,06-0,17 %. Справедливо и обратное: снижение темпов экономического роста может быть обусловлено ликвидацией организаций и сокращением работников в них [1]. В России сектор МСП характеризуется незначительными темпами роста, что не позволяет в полной мере реализовать структурную перестройку экономики страны. В то же время в Стратегии развития МСП поставлена следующая цель: «становление сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой, - - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости» [2]. В качестве ключевого целевого ориентира определено увеличение доли МСП в валовом внутреннем продукте с 20 до 40 % к 2030 г. Кроме того, поставлена задача реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Правительству РФ при его воплощении поручено обеспечить в 2024 г. увеличение численности занятых в сфере МСБ, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн чел. (при текущем уровне показателя 14,6 млн чел.)1, а также решение ряда задач, включая 1 По состоянию на 10.04.2022 г. По данным Единого реестра субъектов МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 14.04.2022). 2 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». улучшение условий ведения предпринимательской деятельности2. Наибольшие трудности с достижением целевых показателей развития МСП возникают в последние годы. Это связано с происходящими внешними потрясениями социально-экономической среды (пандемия COVID-19, существенное усиление санкционного давления на экономику России и вызванная этим необходимость перестроения торговых цепочек и т. п.). Сектор малого бизнеса особенно чувствителен к влиянию данных факторов. Это обостряет актуальность разработки новых адекватных мер государственной поддержки таких предприятий и оперативной оценки их эффективности. Цель исследования заключается в изучении «реакции» российского сектора малого и среднего предпринимательства на новые экономические условия (внешние «шоки») и анализе «восприятия» им мер государственной поддержки. Среди задач можно отметить следующие: - исследование теоретических аспектов в отношении разных групп факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность (внешних «шоков», санкционного давления и др.); - анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса в условиях внешних «шоков» (с позиций создания и ликвидации малых и средних предприятий, занятости на них, а также финансовой деятельности); - анализ на основе данных социологических исследований отношения к предпринимательству, к условиям для ведения этой деятельности; - исследование мер государства, направленных на нивелирование отрицательных трендов развития бизнеса, в том числе с позиции регионального опыта. Методология В исследовании применяется методология системного анализа, которая предполагает всестороннее рассмотрение и решение поставленных задач с использованием разнообразных современных методов исследования (в частности, социологического URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_ maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predpri nimatelskoy_iniciativy/(дата обращения: 16.03.2022). © Теребова С. В., Устинова К. А., 2022 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz