Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 97-106. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ экстремальных регионов, в том числе и арктическому шельфу. Налоговые преференции в большей степени содействуют повышению эффективности добычи запасов нефти и газа, извлечение которых ранее было экономически неэффективно. В результате, разработка арктических месторождений приведет не только к экономическим, но и социальным эффектам, способствующим повышению уровня добычи углеводородов в России, росту прибыли ресурсодобывающих компаний, развитию инфраструктуры северных территорий, созданию новых рабочих мест. Поскольку в освоении континентального шельфа России задействованы компании, принадлежащие на 50 % и более государству (ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром»), в результате реализации проектов государство получит еще и часть чистой прибыли (как акционер) в виде дивидендов, что, в свою очередь, компенсирует потенциальные риски политики льготирования. 3. Обоснована с точки зрения функционалистского подхода эффективность института налогового регулирования для арктических нефтегазовых проектов. Дальнейшее развитие отрасли будет во многом зависеть от параметров фискальной политики государства. Налоговое регулирование данной отрасли наиболее мобильно и фактически находится в постоянной трансформации по сравнению с другими. Особенно динамика изменений прослеживается на примере 3 базовых налогов — НДПИ, экспортная пошлина и НДД. При этом государство постоянно балансирует между двумя разнонаправленными необходимостями. С одной стороны, именно нефтегазовые (сырьевые) ресурсы определяют экономику страны, и изъятие налогов с этой отрасли формирует бюджет и финансовые возможности всего государства, что обуславливает Эффекты корректировки отді наивысший уровень налоговых платежей по сравнению с прочими отраслями. В настоящее время налоговая нагрузка в нефтегазовой отрасли на 8-10 % превышает среднероссийский показатель и приближается к так называемой «налоговой ловушке», при которой уровень изъятий превышает 40-45 % [22]. С другой стороны, для нормального функционирования отрасли (в долгосрочной перспективе) необходимо ее постоянное развитие и стимулирование инвестиций в строительство и модернизацию. Очевидно, что добыча ресурсов в Арктике, особенно на первых этапах, по освоению месторождений убыточна в силу высоких абсолютных издержек, и здесь возрастает роль государства, которое может содействовать их сокращению путем льготного кредитования, субсидирования и налогового стимулирования. В большинстве случаев, налоговое стимулирование выражается в виде предоставления налоговых преференций, способствуя тем самым снижению издержек, что на определенном этапе позволит арктической компании выйти на уровень «нормальной» прибыли и впоследствии прийти к получению сверхприбыли. С точки зрения функционалистского подхода институт налогового регулирования увеличивает эффективность и влияет на распределение благ (выгоды), решая вопрос потенциального «конфликта» между государственными и частными интересами. Выгода государства заключается в стратегическом интересе освоения ресурсов арктического региона, диверсификации ресурсной базы и синергетическом эффекте для других отраслей, создающих технику и технологии, развитие транспорта, строительства и в целом для повышения качества жизни населения. Таблица 2 ых налоговых льгот с 2021 г.* Льгота 2020 г., выпадающие доходы, млрд руб. 2021 г., дополнительные доходы, млрд руб. Льготы по экспорту нефти Пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10тыс. м Па.с) составляла 10 % от полнойставки вывозной пошлины 14,7 18,99 Льгота по экспортной пошлине для нефти (добыча, проводимая на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками) 51,93 18,7 Льгота поэкспорту газа в рамкахмежправительственныхсоглашений (например, «Голубой поток») 4,9 - Льгота для новых морских месторождений (на шельфе) 33,6 - Льготная пошлина на СПГ 121 - Льготы по НДПИ Пониженная ставка для месторождений углеводородного сырья (выработанность более 80 %) 232,5 80,4 Льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти - 77,9 Перестаетдействовать пониженная ставка НДПИ (30 % от полной) для тех компаний, которые ведут поиск и разведкуместорождений за свой счет 2,3 Льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов 85,96 (в 2021 г.) - Новые морские месторождения (на шельфе) 81,7 (в 2021 г.) - *Источник: Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2022). © Иванова М. В., 2022 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz