Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 97-106. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ привязанной к финансовому результату, другие — о сложном администрировании НДД. Пока налог для ряда объектов как пилотный проект. В 2020 г. происходит постепенное обнуление таможенной пошлины на нефть, что явилось стимулом ресурсного экспорта без введения особых мер поддержки поставок для нефтепереработки. Это связано с тем, что стоимость сырья на внутреннем рынке дороже экспортной на величину НДС (с учетом логистических издержек). Правительство имеет право повышать экспортные пошлины на нефтепродукты до 90 % с тем, чтобы сдержать увеличение поставок нефтепродуктов на внешний рынок в ущерб внутреннему. Таким образом, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составила 30 % (от ставки пошлины на нефть), на прямогонный бензин — 55 %, а на темные — 100 %. Последствия обнуления таможенной пошлины на нефть ведут к обнулению таможенной пошлины на нефтепродукты, что также влияет на рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. С 2021 г. была запланирована отмена льготы по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 г. и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат «ЛУКОЙЛУ», «Иркутской нефтяной компании» (ИНК), «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегазу»11. С 1 января 2004 г. Правительство РФ утвердило ставку вывозной таможенной пошлины на газ в размере 30 % от таможенной стоимости (указанная ставка действует и в настоящее время12). Налоговое регулирование развитием нефтегазовой отрасли отличается особой гибкостью по сравнению с другими, поскольку государство постоянно должно балансировать между двумя ключевыми вопросами — устойчивостью бюджета и величиной выпадающих доходов. Поэтому периодически задействуется механизм корректировки налоговых льгот. В октябре 2020 г. президент РФ подписал закон, который меняет правила налогового льготирования НДПИ и экспортной пошлины для нефтяников. В то же время частично меняются параметры налога на НДД, которые позволяют большее количество нефтегазовых месторождений перевести на него. Расчеты, заложенные в проект трехлетнего бюджета, свидетельствуют о том, что отмена льгот в 2021 г. 11Федеральный закон от 15. 10. 2020 №325-ФЗ «О внесении изменений в статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 15. 10. 2020 №342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/act5/news/58234 (дата обращения: 20.02.2022). 12 Постановление Правительства РФ от 19 августа 2003 г. №507 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе». URL: http://docs.cntd.ru/document/901871639 (дата обращения: 20.02.2022). © Иванова М. В., 2022 должна была увеличить доходы бюджета более чем на 200 млрд руб., при этом согласно Налоговому кодексу остается более чем 20 действующих льгот по налогу на добычу углеводородов (табл. 2). Помимо рассмотренных льгот, есть еще ряд преференций по налогу на имущество, НДС, налогу на прибыль: - освобождение от налога на имущество, расположенное на арктическом шельфе РФ; - освобождение от НДС продажи нефтегазовых ресурсов, добытых в арктическом регионе России, при вывозе за границу; - применение повышающего коэффициента амортизации (не выше 3) для арктических проектов; - перенос убытков на будущее, что позволяет уменьшать налоговую базу (на неограниченный срок) и создавать резерв предстоящих расходов на завершение деятельности по добыче нефти и газа (резерв может быть создан при достижении степени выработанности запасов 70 %, при этом годовые отчисления в него не могут превышать 1 % дохода за тот же период13). Согласно новой поправке в Законе РФ «О таможенном тарифе» компании, добывающие углеводородное сырье в Арктике, освобождаются от уплаты экспортной пошлины на период до 2032 г. для месторождений в Печорском море и до 2042 г. — для месторождений в других арктических морях России. Выводы В ходе исследования процессов становления институциональной среды в части налогового регулирования арктических нефтегазовых проектов были выявлены особые условия их реализации и обоснована (с точки зрения функционалистского подхода) эффективность института налогового регулирования на основе постоянной адаптации к новым факторам, влияющим на принятие хозяйственных решений вАрктике. 1. Подтверждена необходимость перманентного изменения налоговых институтов в части стимулирования арктических нефтегазовых проектов, поскольку особые условия их реализации требуют индивидуального подхода. Данный тезис подтверждается результатами мониторинга инструментов налогового регулирования по основным налогам на пользование недрами, свидетельствующими о постоянном изменении правил налогообложения и льготирования для развития бизнеса в Арктике. 2. Показаны преимущества политики преференций в области налогового регулирования, которые создают выгодные условия для бизнеса в Арктике, несмотря на потери определенных налоговых поступлений в бюджет. Однако государство, следуя перспективным планам развития экономики, принимает на себя определенные риски и содействует таким образом процессам освоения 13 Глава 25 Налогового кодекса РФ URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/043b3ec883ce309e856dd0c833f5b8b8 17c276e9/ (дата обращения: 20.02.2022). 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz