Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 97-106. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ политики в нефтегазовой отрасли и трансформация системы налогового регулирования, предусматривающей гибкую систему льгот. Можно выделить 3 основных направления стимулирования: создание специальных налоговых режимов поддержки экономической деятельности на особых территориях; специальные налоговые льготы для деятельности предприятий нефтегазового сектора и предоставление предприятиям отдельных налоговых льгот, которые связаны с реализацией «новых» проектов. Фактически, основными игроками, формирующими экономическое пространство арктического региона России, выступают государство и ресурсодобывающий бизнес. Поэтому для понимания «перманентности» изменения правил налогового регулирования деятельности нефтегазовых компаний на всех стадиях производственного цикла (от разведки до промышленного освоения и сбыта продукции) необходимо обратиться к институциональной теории с функционалистской точки зрения. Согласно данному подходу, взаимодействие экономических игроков порождает институт или институты, которые отражают цели и интересы своих создателей в определенный период, когда условия их возникновения (институтов) меняются, изменяются и правила. Для понимания эффектов действия института налогового регулирования рассмотрим отдельные изменения в части налоговых преференций по основным налогам, формирующим институциональные условия для реализации нефтегазовых арктических проектов: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Соответственно, льготы в рамках данных налогов выполняют существенную регулирующую функцию, направленную на стимулирование нефтегазовых проектов в особых условиях Арктики. Налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г.4 и до 2011 г. формула его расчета не менялась. Дальнейшие изменения в подходе к расчету данного налога свидетельствуют о необходимости снижения зависимости сбора налоговых поступлений от мировой конъюнктуры цен и, соответственно, стабильного обеспечения наполнения бюджета. В последствии происходила постоянная «настройка» налогового законодательства, направленного на регулирование вопросов развития и вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой. Например, введение5 4 Глава 26 Налогового кодекса РФ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6 a2e7da/ (дата обращения: 20.02.2022). 5Федеральный закон «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 22.07.2008 № 158-ФЗ (последняя редакция). © Иванова М. В., 2022 в 2009 г. «налоговых каникул» по НДПИ на нефть6 для участков, расположенных в районах Северного полярного круга, Ненецкого АО, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком АО и др. В том же году было принято решение, которое позволило расширить круг налогового льготирования. Например, отменена условия применения понижающего коэффициента к ставке НДПИ на нефть (добыча нефти на участках недр с высокой степенью выработанности и добыча сверхвязкой нефти) как использование прямого метода учета нефти, добытой на указанных участках недр. Далее, в апреле 2012 г. Правительство РФ инициировало необходимость повысить инвестиционную привлекательность новых проектов по освоению морских углеводородных месторождений7. В последствии, в сентябре 2013 г., были внесены поправки в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты РФ, которые предусматривали значительное число льгот в целях стимулирования добычи нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе России8. В результате, можно было выделить 3 основные группы месторождений, по которым были предоставлены льготы по НДПИ: 1) месторождения, находящиеся в труднодоступных и с точки зрения инфраструктуры неразвитых регионах; 2) с трудноизвлекаемыми запасами; 3) с особыми физико-химическими свойствами нефти [20]. Новые проекты нефтегазовой отрасли в арктическом регионе России определили и новые подходы налогового льготирования. Так, начиная с января 2016 г. для разработки «новых» морских месторождений, которые ранее не разрабатывались, применяются дифференцированные налоговые ставки НДПИ в зависимости от географического положения и, соответственно, природно-климатических и технологических условий. На данные месторождения налоговые каникулы по НДПИ не распространяются. Данные табл. 1 свидетельствуют об особенностях налогового регулирования нефтегазовых проектов в зависимости от природно-климатических условий и возможностей технологии разведки, что подчеркивает обоснованность функционалистского подхода, который определяет приоритет индивида, принимающего решение. 6 «Налоговые каникулы» по НДПИ на нефть — применение нулевой налоговой ставки при добыче налога на некоторых участках недр. 7 Письмо Минфина РФ от 1 октября 2012 г. № 01-02-01/03-2457 О внесении предложений о создании стимулирующей системы налогового и таможенно-тарифного регулирования в отношении добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря и на континентальном шельфе РФ, на которых реализуются новые проекты по освоению морских месторождений углеводородного сырья. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70136628/#review/ (дата обращения: 20.02.2022). 8 Федеральный закон № 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья Российской Федерации» от 30.09.2013 №268-ФЗ. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz