Север и рынок. 2022, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 97-106. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 97-106. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета Методология исследования Она базируется на элементах институциональной теории. Традиционно экономисты придерживались фунционолистской точки зрения, утверждая, что институты намеренно создавались для ограничения поведения. Данный подход отражен в работах ведущих специалистов в области институциональной экономики. Дж. Норт определяет институты как правила игры, как «разработанные людьми ограничения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия» [5]. По мнению Уильямсона и других исследователей, институты увеличивают эффективность. Они являются «средствами, благодаря которым в отношениях, способных из-за потенциального конфликта лишится возможностей для достижения взаимной выгоды, устанавливается порядок» [6]. Согласно Найту, главная функция институтов — влиять на распределение полученной выгоды или благ [7]. Следуя данному подходу в работе, рассматривается взаимодействие бизнеса и государства в рамках налоговых отношений. Налоговые институты, с одной стороны, представляют собой формальные правила, четко зафиксированные в законодательстве, с другой, — неформальные, которые определяют особые формы налоговых отношений, направленных на регулирование процессов нового освоения экономического пространства арктического региона России. В данном исследовании представлены результаты анализа законодательных и нормативных документов, определяющие налоговые институты, инструменты, способствующие привлечению и стимулированию инвестиций для развития Арктики. Целью исследования стал мониторинг становления институциональной среды в части налогового регулирования арктических нефтегазовых проектов, что обусловило постановку взаимосвязанных исследовательских задач: во-первых, выделить специфичные условия их реализации и определить необходимость «особого» подхода в части налогового регулирования; во-вторых, рассмотреть этапы и особенности налогового регулирования в части налоговых преференций, направленных на повышение эффективности добычи запасов нефти и газа в арктическом регионе, и в-третьих, обосновать с точки зрения функционалистского подхода эффективность института налогового регулирования для арктических нефтегазовых проектов. В данном контексте налоговое регулирование — это не только изменение ставки, базы и других формальных элементов налогообложения, но и формирование особых подходов в рамках отдельных отраслей, региональной или национальной экономики [8, 9]. В качестве информационных источников в данной работе были использованы систематизированные исследования, посвященные вопросам государственного стимулирования развития арктического региона России; законодательные и нормативные акты РФ, регламентирующие вопросы государственного регулирования экономики; общедоступные информационные, аналитические и статистические материалы. Результаты и обсуждение Арктическая зона Российской Федерации расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Его площадь суши составляет 18 % территории РФ (3,1 млн км2). Континентальная часть арктической территории © Иванова М. В., 2022 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz