Север и рынок. 2022, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 7-18. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2022, no. 2, pp. 7-18. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ в Арктической зоне, в том числе развитие Северного и коммуникационной артерии для ускоренного морского пути как важнейшей транспортной освоения арктических нефтегазовых месторождений. Таблица 1 Факторы формирования стратегических партнерств государства и бизнеса при реализации промышленных нефтегазовых систем в Арктике* Глобальные вызовы Факторы формирования стратегических партнерств Истощение ресурсной базы традиционных регионов добычи, развитие ресурсного потенциала арктических территорий Геологическая сложность арктических проектов, неразвитость транспортно-логистической и производственной инфраструктуры, удаленностьместорождений от развитых промышленных центров Увеличение глобальной конкуренции на традиционных рынках углеводородных ресурсов Появление новых игроков и регионов добычи обуславливает необходимость оптимизации капитальных и операционных издержекдля обеспечения эффективности активов по всей цепочке создания стоимости Повышенные требования к экологической устойчивости нефтегазовых проектов, конкуренция со стороны «зеленой» энергетики Необходимость решения проблем изменения климата и сохранения окружающей средыдиктует важность внедрения технологических инноваций иэкологически безопасныхметодовдобычи итранспортировки углеводородов вусловиях Крайнего Севера Развитие технологических инноваций в нефтегазовом комплексе, повышение роли цифровизации производственных и управленческих процессов Непрерывное инновационное обновление является обязательным условием эффективного функционирования арктического нефтегазового комплекса. Особенно актуален этот вопрос для российских компаний, имеющих дефицит экологически и коммерчески эффективных технологических решений и инженерных изысканий *Составлено автором с использованием [1-3]. Для реализации этих задач совершенствуется и оптимизируется система государственного управления арктическими промышленными системами [4, 5]. Консолидируются усилия органов государственной и муниципальной власти для взаимной увязки целевых программ развития макрорегиона и бюджетных средств, необходимых для реализации комплексного освоения ресурсного и экономического потенциала макрорегиона. Создаются максимально благоприятные условия для реализации добычных инвестиционных проектов за полярным кругом, в том числе определена новая модель работы инвесторов на российском континентальном шельфе. Развиваются программы государственной поддержки создания оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, реализуются мероприятия по обеспечению судами и морской техникой шельфовых проектов. В 2020 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»5, благодаря которому российская Арктика стала крупнейшей в России и мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций. В структуру 5 Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007130047 (дата обращения: 15.03.2022). государственной поддержки попали шельфовые проекты, проекты по строительству заводов СПГ и газохимии, а также по освоению новых нефтяных месторождений в Восточной Арктике. Независимо от типа проекта резидент Арктической зоны может рассчитывать на льготное налогообложение, режим свободной таможенной зоны, защиту бизнеса от административных барьеров, благоприятные экономические, правовые, технологические условия. Однако для обеспечения высокой степени реализации ресурсного потенциала Арктики, помимо формирования институциональной и регуляторной среды, необходимо развивать интеграционные механизмы между государством и бизнесом. Развитие промышленных систем нефтегазодобычи ввиду климатических и экосистемных особенностей арктических территорий требует концентрации значительных экономических и административных ресурсов, что зачастую сложно реализуемо одной из сторон без значимой поддержки и кооперации со всеми заинтересованными участниками [6-8]. Различные виды стратегических партнерств позволят аккумулировать усилия государства и бизнеса для достижения поставленных целей [9]. В исследовании рассмотрены наиболее применимые в РФ формы сотрудничества государства и бизнеса, имеющие при эффективном законодательном и финансовом регулировании перспективы развития для обеспечения устойчивости арктических нефтегазовых систем. © Юдин С. С., Череповицын А. Е., 2022 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz