Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 82—103. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 82—103. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Численность населения является элементом множества трёх показателей, определяющих качество жизни, которые в совокупности характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Для расчёта показателя РАЗ использованы официальные статистические данные по среднегодовой численности населения в исследуемых странах12. Другой показатель, являющийся элементом множества показателей, определяющих качество жизни, которые в совокупности характеризуют уровень социально-экономического развития страны, — это численность лиц, обучающихся в системе образования. Наличие образования, полученного разными способами, является необходимым условием жизнедеятельности и развития общества. Понятие «образованный человек» людьми разного возраста и уровня развития трактуется по-разному, структура и содержание образовательных программ национальных систем образования различных стран разнообразны. Для определения численности лиц, обучающихся в системе образования разных стран, необходимо сравнение структуры и содержания образовательных программ национальных систем образования, поэтому в работе используется Международная стандартная классификация образования (МСКО), которая служит инструментом для сбора и представления статистических данных в области образования как на национальном, так и на международном уровнях. Данные МСКО 13 необходимы для построения таких показателей, как численность воспитанников дошкольных образовательных организаций МСКО 0 (образование детей младшего возраста), численность обучающихся на уровнях МСКО 1 (начальное образование), МСКО 2 и 3 (среднее образование), МСКО 5, 6 , 7, 8 (высшее образование) и др. (табл. 3). Таблица 3 Формирование показателя «Численность лиц, обучающихся в системе образования» по данным Скандинавских стран и Швейцарии в 2016 г. Показатель Дания Норвегия Финляндия Швеция Швейцария Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций МСКО 0 (образование детей младшего возраста), тыс. чел. 185,1451 184,12 206,82 451,5391 172,41 Численность обучающихся на различных уровнях образования, тыс. чел. в 2015/16 учебном году МСКО 1 (начальное образование )3 471,8 438.4 359,6 791,9 498,3 МСКО 2 и 3 (среднее образование )3 540,6 437,4 539,8 856,0 609,8 МСКО 5, 6 , 7, 8 (высшее образование )3 314,8 277,4 297,2 426,2 295,5 Численность обучающихся по программам третичного (высшего) образования на 1000 чел. населения, тыс. чел .4 314,6 275,6 297 426 290,5 Непрерывное образование взрослых, тыс. чел. 2948,45 33026 2141,797 3314,0728 41609 Численность лиц, обучающихся в системе образования, млн чел. 4,78 4,92 3,84 6,27 6,03 Примечание. Таблица составлена авторами. Численность лиц, обучающихся в системе образования, определена суммированием численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, численности обучающихся на различных уровнях образования, численности обучающихся по программам третичного (высшего) образования и численности взрослых, обучающихся в системе непрерывного образования. 1 Pupils enrolled in early childhood education by sex, type of institution and intensity of participation. URL: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=educ_uoe_enrp01&lang=en (дата обращения: 22.01.2020). 2 Россия и страны мира. 2018: стат. сб. / ред. колл.: С. Н. Егоренко, Б. И. Башкатов и др. М.: Росстат, 2018. С. 128. 3Там же. С. 130. 4Там же. С. 134. 5Participation in adult education (AES) by non-formal education, formal education, urbanization, employment status, level of education, age, sex and time. URL: https://www.statbank.dk/statbank5a/SelectVarVal/saveselections.asp (дата обращения: 22.01.2020). 12 Россия и сграны мира. 2018: стат. сб. / ред. к о ^ С Н. Егоре^о, 13 Data for the Sustainable Development Goals. URL: Б. И. Башкатов и др. М.: Росстат, 2018. С. 29. , .. ,, . г https://uis.unesco.org. © Спасская Н. В., Куликова И. М., Афанасьева Е. Е., 2021 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz