Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 70-81. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 70-81. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И РЕГИОНАМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ разведке и добыче. Они полагают, что необходимо внести изменения в закон «О недрах». В, частности, в настоящей версии документа указывается, что освоение месторождений на Арктическом шельфе частными компаниями не может осуществляться. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики считает, что необходимо расширить доступ к шельфу частных инвесторов. Ими уже готовится соответствующий проект закона. ПАО «Нефтяная компания "Лукойл"», имеющая большой опыт работы на шельфе Каспийского и Балтийского морей, тоже полагает, что право на разработку арктических месторождений должны иметь все желающие. При этом «Лукойл» является «пионером» при получении квалификационного допуска для работы на континентальном шельфе Норвегии в качестве оператора. «Лукойл» и Letter One принимают участие в осуществлении арктических проектов на шельфе этого государства. Сегодня «Лукойл» — участник совместных предприятий двух лицензионных участков Норвегии в Баренцевом море. Если говорить о возможности разработки другими российскими и зарубежными компаниями Арктического шельфа, то, с одной стороны, как считает глава АО «Росгеология» Сергей Горьков, хорошо, когда существует конкуренция, но с другой стороны, на шельфе могут работать только крупные компании, поскольку стоимость буровой установки в совокупности с инфраструктурой будет очень большой. Это делает допуск всех компаний бессмысленным. В условиях открытой конкуренции непременно возникнут компании, у которых не будет достаточных средств и опыта, а при отсутствии ответственности это не приведет ни к чему хорошему. Научный руководитель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации доктор юридических наук, профессор Анатолий Яковлевич Капустин говорит о необходимости преодоления фрагментации российского законодательства, регулирующего нефтегазовую отрасль. Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» утвержден документ, имеющий стратегическое значение и для развития нефтегазовой отрасли экономики на данной территории19. Для решения широкого круга задач, 19 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (п. 7, раздел II). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/ (дата обращения: 16.03.2021). которые поставлены в этом документе, необходимо адекватное правовое регулирование. Анатолий Яковлевич считает, что существующее законодательство по недропользованию в Арктике основывается, главным образом, на законодательстве о недрах, где определены достаточно специфические требования к пользователям недр на участках, а необходимо брать во внимание разные факторы, влияющие на деятельность в этом регионе. Анатолий Яковлевич полагает, что в данном случае нужно разработать концептуальные подходы к правовой деятельности в Арктике. По его словам, необходимо создание концепции комплексного, системного правового регулирования освоения арктических месторождений [16]. Реализация этой концепции может быть представлена в виде федерального закона, в котором будут определены требования к исполнению деятельности по изучению, разведке и добыче углеводородного сырья региона. Проекты: реализуемые и перспективные. Современная ситуация по реализации арктических нефтегазовых проектов В настоящее время добывающая промышленность продвигается на Север от уже существующих мест разработки углеводородов. Согласно информации, предоставленной Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, предполагается, что продолжительность периода арктической геологической разведки в среднем составляет десять лет. При этом отмечается, что сроки могут быть сокращены в два раза за счет применения современных отечественных технологий. Например, разрабатывается проект по строительству плавучей буровой установки высшего ледового класса. Ее производительность превышает существующие аналоги в два раза. В ведомстве считают, что создание собственных буровых технологий станет приоритетом на ближайшее десятилетие. В Российской Федерации на Арктическом шельфе открыто 26 месторождений нефти и газа, из них семь уже готовы к разработке. Месторождения находятся в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей. Запасы перечисленных акваторий содержат 0,6 млрд т нефти и 8,5 трлн куб. м газа [6]. Важнейшим в аспекте перспективы добычи нефти и газа является полуостров Ямал. Открытые в регионе 32 месторождения располагаются на суше и в прилегающих акваториях. Их суммарный запас — 26,5 трлн куб. м газа и 1,6 млрд т нефти и конденсата. Самым значительным из них является © Николаева А. Б., 2021 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz