Север и рынок. 2021, №3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 7-29. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Научная статья УДК 332.13 doi:10.37614/2220-802X.3.2021.73.001 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ: КАКАЯ ОНА ЕСТЬ И КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ? Александр Николаевич Пилясов Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, pelyasov@mail.ru, ORCID 0000-0003-2249-9351 Аннотация. Момент истины для региональной промышленной политики в Арктике наступил. На федеральном уровне признана необходимость активной государственной политики в Арктической зоне — в последние годы государственные и частные корпорации реализуют с десяток новых проектов. Но нет ясности в приоритетах, направлениях и версиях арктической региональной промышленной политики. На основании анализа региональных стратегий социально­ экономического развития арктических территорий обозначено семь направлений для активной промышленной политики: энергетическая, продовольственная и транспортная безопасность, индустрия местных стройматериалов, экологическая промышленность, производственная локализация корпоративных проектов, реструктуризация производств старопромышленных городов и районов. Анализ региональных законов о промышленной политике подтвердил, что их контекст и продвинутость зависят от размера и внутренней структуры регионального промышленного сектора. Несмотря на огромную роль, которую играют в совокупном промышленном производстве корпоративные структуры, вопросы взаимодействия с ними, а также вопросы формирования общей повестки промышленной политики обозначены в большинстве положений абсолютно недостаточно. В целом в Арктике России районная промышленность формирует около трех четвертей совокупного промышленного продукта. Дихотомия городской и районной промышленности внутри промышленного сектора арктических регионов означает необходимость значительно дифференцировать инструменты и институты местной промышленной политики внутри Арктической зоны. Оценка объемов промышленного производства, проведенная на уровне арктических муниципальных образований, позволила определить последовательность регионов: Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), арктический Красноярский край (Норильский промышленный район, Таймыр и Эвенкия, Туруханский район), Мурманская область, Ненецкий автономный округ, арктические территории Республики Коми, Чукотский автономный округ, арктическая часть Архангельской области, республик Карелия и Саха (Якутия). На основании разработанного показателя корпоративности местного промышленного сектора выделено шесть групп муниципальных образований (сверхкорпоративные, высококорпоративные, динамичные, среднекорпоративные, малодинамичные и некорпоративные), для каждой из которых целесообразен свой пакет мер местной промышленной политики. Можно выделить четыре различные ситуации взаимодействия главных акторов региональной промышленной политики в лице региональной власти и компаний: первая — отсутствие корпоративной структуры, когда промышленную политику единолично осуществляет местная власть; вторая — обособленного существования власти и корпоративного бизнеса, опасный «голландской болезнью» и затуханием местных инициатив в области новых производственных проектов; третья — разрушительного для региона и динамики развития столкновения интересов власти и бизнеса; четвертая — активного взаимодействия региональной власти и компаний с получением эффектов синергии в региональной промышленной политике. Популярные инструменты современной промышленной политики в виде кластеров, парков и зон должны быть не обособленными «соборами в пустыне», а эффективными площадками интеграции усилий власти, корпораций, местного бизнеса, научных и образовательных структур региона в реализации проектов и мероприятий промышленной политики. Важнейшим фактором успеха региональной промышленной политики в Арктике является реализация стратегии региона-собственника. Ключевые слова: промышленная политика местной власти в арктических территориях, факторы и версии региональной промышленной политики, размер и структура регионального промышленного сектора, степень корпоративности промышленности арктических регионов и муниципальных образований, анализ региональных нормативных правовых актов по промышленной политике, идеальная промышленная политика в регионах Арктики и ее приоритетные направления. Для цитирования: Пилясов А. Н. Региональная промышленная политика в арктических территориях: какая она есть и какой ей быть? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 7-29. doi:10.376142220- 802X.3.2021.73.001 © Пилясов А. Н., 2021 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz