Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 52-69. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 52-69. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И РЕГИОНАМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ инновационное развитие могут дополнить друг друга. Проведенные расчеты показали, что часть прогнозных вариантов развития не соответствует требованиям устойчивого развития [32]. Поэтому на основе уравнений, связывающих экономическое, социальное и экологическое развитие европейских регионов Арктической зоны, строились «окна слабой устойчивости», предполагающие, что рост экономики происходит при уменьшении отношения уровня загрязнений к ВРП и росте соотношения социального показателя и ВРП (например, росте реальных доходов населения к ВРП). Третий сценарий — конфликтный — можно разделить на два. В первом случае рассматривается конфликт непосредственно в Арктике из-за сырьевых ресурсов. Во втором Арктику затрагивает глобальный конфликт, происходящий в другой части света. В обоих случаях происходит затухание наметившихся позитивных тенденций и проявление деструктивных процессов. Снижение численности населения и сжатие системы расселения происходит высокими темпами. В первом случае происходит сокращение занятости местного населения и увеличение численности вахтовиков в сырьевом секторе. Инвестиционная активность проявляется в объемах, необходимых для роста добычи ресурсов и более быстрой выработки месторождений. Для поддержания консенсусной идеологии необходима демонстрация военного присутствия за счет увеличения численности вооруженных сил. Самым благоприятным является инновационный сценарий развития арктических регионов водосбора Белого моря. Но для его реализации необходимо предпринять шаги по системной трансформации существующей траектории развития и увеличить инвестиции в данные регионы. Обсуждение Для реализации инновационного сценария необходимо выстраивать системную работу по преодолению деструктивных тенденций и усилению траекторий развития. Но прибрежные территории Белого моря относятся к разным субъектам Федерации и в процессе принятия решений органами власти часто не рассматриваются в качестве единой социо-эколого-экономичекой системы. Выстраивание интегральной системы управления регионами и формирование инструментов межрегионального сотрудничества будут способствовать реализации инновационного сценария [33]. Назрела необходимость формирования институциональной среды по управлению развитием прибрежных арктических © Курило А. Е., Дружинин П. В., 2021 территорий. Таким формальным институтом может выступить национальная концепция управления арктическими прибрежными зонами и интегрированная программа развития Белого моря [30]. Проблема наличия негативной динамики численности населения, в том числе экономически активного, является традиционной для периферийных северных регионов. Ключевое значение для развития арктических территорий имеет человеческий капитал, в связи с этим задача его сохранения, системного воспроизводства и увеличения выступает приоритетной в долгосрочной перспективе [34]. Убыль населения в краткосрочной перспективе может быть компенсирована улучшением качества человеческого капитала за счет привлечения и закрепления населения в арктических регионах [35]. Экономика арктических регионов традиционно связана с добычей природных ресурсов, но сценарии могут быть ориентированы и на развитие других секторов экономики [36, 25]. Основную долю продукции, произведенной на территории данных регионов, составляет продукция добычи и первичной переработки ресурсов [37, 38]. Природные ресурсы, добываемые на арктических территориях, в основном поставляются на внешний рынок, который имеет сильную зависимость от мировой конъюнктуры цен. В связи с этим необходимо выстраивать систему углубления технологического передела ресурсов через реализацию модели циркулярной экономики и внедрение наилучших доступных технологий [39-41], а также необходимо формирование инновационно территориальных кластеров, образующих среду распространения инноваций [42]. Как справедливо замечено в работе [43], важной функцией промышленной государственной политики в арктических регионах выступает принуждение ресурсных корпораций к сотрудничеству с отечественными обрабатывающими предприятиями и научными учреждениями. Формируется востребованность усиления координирующей роли органов государственной власти по созданию пространства коммуникации хозяйствующих субъектов: добывающих компаний, крупных обрабатывающих предприятий, субъектов малого предпринимательства, научных организаций и образовательных структур. Остро ощущается необходимость установления баланса между освоением природных ресурсов и сохранением уникальности северной экосистемы с учетом интересов населения, проживающего на берегах Белого моря. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz