Север и рынок. 2021, №3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 3. С. 52-69. Sever i rynok: form irovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 3, pp. 52-69. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЯМИ И РЕГИОНАМИ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ бизнес-стратегии в логистическом секторе с учетом новых моделей потребления [8]. Возможно моделирование альтернативных сценариев трансформации территориального планирования и управления в условиях повышенного внимания к экологическим аспектам [9]. В российской практике достаточно активно используется технология сценарного подхода для разработки вариантов пространственного развития регионов [10]. Для органов власти сценарии выступают «своеобразным навигатором в принятии управленческих решений» [11]. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (РФ)2, утвержденном в Министерстве экономического развития РФ, предусмотрено три долгосрочных сценария макроэкономического развития с опорой на разные сектора экономики и с различным уровнем развития человеческого капитала (табл. 1). На основе этих сценариев исследователи предлагают разнообразные траектории развития российских регионов. При построении и дальнейшей их реализации необходимо учитывать основные принципы, позволяющие обеспечить устойчивое развитие регионов (табл. 2). Поиск сценариев устойчивого развития является актуальной задачей современности, которую приходится решать в условиях ограниченности ресурсов и воздействия внешних шоков. Устоявшейся сценарной триадой является реалистический, пессимистический и оптимистический варианты, особенно для регионов с преобладанием первичного сектора экономики, деятельность которых связана с добычей ресурсов (табл. 3). В исследовательских работах встречаются различные вариации триады сценариев: например, инерционный (с сохранением тенденций развития), активный без структурных сдвигов (динамичное развитие базовых секторов экономики) и активный с прогрессивными структурными сдвигами (на ряду с базовым — развитие инновационных технологических секторов) [14], или инерционный, активный и амбициозный. Инерционный сценарий базируется на сохранении имеющегося вектора и развитии традиционных секторов экономики. Активный сценарий предполагает активные действия со стороны региональных органов власти и повышение инвестиционной активности в базовых секторах, амбициозный сценарий возможен при реализации нововведений во всех сферах деятельности с участием органов власти, населения 2 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Министерство экономического развития РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 01.05.2021). и бизнес-структур [15]. В работе [16, с. 222-224] показаны сценарии вахтового освоения ресурсов, инерционного и ресурсно-инновационного развития северных территорий. При этом каждый регион должен сформировать индивидуальные конкурентные преимущества, которые позволят обеспечить его инвестиционную привлекательность и сформировать стратегическую траекторию устойчивого развития [17]. Кроме того, важным аспектом развития регионов является учет возможностей саморазвития, предполагающего способность региона обеспечивать расширенное воспроизводство ВРП за счет собственных ресурсов различной природы [18, с. 12]. Основными индикаторами саморазвития выступают темп роста ВРП и обеспеченность региона собственными доходами бюджета [19]. Концепция сценарного моделирования применяется и в отношении арктических территорий России, но научных работ по данному направлению не так много. В научной электронной библиотеке E- library по поисковому запросу «сценарии развития Арктики» найдено тринадцать публикаций в научных журналах за последние десять лет (шесть — за последние пять лет). Общие концептуальные подходы и принципы развития Арктики, а также целевые показатели заложены в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.3, где обозначены вызовы национальной безопасности России и определены направления её государственной политики в этой сфере. Обеспечение устойчивого социо-эколого- экономического развития Арктической зоны является важной и одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственного управления [20]. Она закреплена в подпрограмме «Создание условий для устойчивого социально экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», которая входит в государственную программу «Социально экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»4. 3 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/J8FhckYOPAQQfxN6Xlt 6ti6XzpTVAvQy.pdf (дата обращения: 01.03.2021). 4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление правительства РФ № 484 от 30 марта 2021 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104020037 (дата обращения: 01.03.2021). © Курило А. Е., Дружинин П. В., 2021 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz